Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Общество ,  
0 

Интерес к российскому кино падает из-за засилья второсортных картин

Российский кинорынок увеличивается на 25-30% в год, рост отмечается во всех сегментах киноиндустрии – производстве фильмов, прокате-дистрибуции и показе. В 2005 году объем рынка достиг более 550 млн долл., увеличившись на 35%, а к 2008 году прогнозируется его двукратное увеличение.
Интерес к российскому кино падает из-за засилья второсортных картин

Как самое приятное в этом росте, эксперты отмечают увеличение доли национального российского кино в структуре доходов проката. Причем, произошел этот рост практически с нуля за 3-4 года, благодаря большим успешным проектам, которые у всех на устах, - "Ночной дозор", "Дневной дозор", "9 рота", "Турецкий гамбит" и других. Фильмы средней доходности тоже все больше появляются на рынке и завоевывают свое место. На сегодняшний момент доля box-office (билетная касса) российского кино в нашей сети уже составляет более 20% от всех сборов, тогда как в 2005 году она едва дотягивала до 13%, сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" генеральный директор УК "Формула кино" Андрей Терешок. И с учетом, что в конце года выходят очень сильные российские проекты, будет еще интереснее, считает он.

Традиционно наилучшие результаты покажут 5-6 российских фильмов. На них придется половина сборов, остальное соберут средние фильмы. Причем, если взять пятерку самых кассовых российских и иностранных прокатных фильмов, например, "Ледниковый период", "Пираты Карибского моря" и т.д., то суммы сборов у них примерно одинаковые.

Если киноиндустрия будет развиваться такими темпами, то перспективный объем рынка к 2010 году в 1,5-2 млрд долл. и около 3 тыс. экранов – показатели вполне достижимые. Тем более что государство киноиндустрии отечески протежирует. В 2005 году было вложено 92 млн долл. в производство кинофильмов в виде грандов, кредитов и т.д. Еще дистрибьюторы и кинопоказчики считают для своего бизнеса важным подспорьем то, что, несмотря на активное продвижение частью кинематографистов идеи квотирования иностранной продукции, правительство на это не идет.

Государство занимает либеральную позицию в отношении кино, говорит генеральный директор компании "Двадцатый век Фокс СНГ" Михаэль Шлихт. Поддержка отечественного кино оказалось эффективнее, чем запреты, квоты на показ иностранных фильмов, считает он, "и в этом смысле РФ вообще самая либеральная страна на кинорынке". Андрей Терешок также полагает, что чиновникам, государству, важно найти в себе силы отказаться от идеи квотирования. "Помогать производству – да, а указывать зрителям, какие фильмы смотреть, наверное, не тот путь", - говорит он.

Впрочем, на столбовом пути киноиндустрии может встретиться еще не мало ухабов, и в данном случае статистика вещь лукавая. Не трудно заметить, тысячи процентов роста за "пятилетку" можно было достичь только при полном отсутствии отечественного кино как такового на "стартовом" этапе. В 2005 году около 90 млн долл. заработали свыше 60 отечественных картин - это доход одного среднего удачливого голливудского блокбастера.

Сегодня, по данным экспертов, всего лишь 20% населения России имеют возможность пользоваться услугами "большого" экрана из-за высокой цены билетов. Но во многом их стоимость зависит от конкуренции, строительства новых современных кинотеатров, которые сочетали бы в себе многозальные, с большим числом экранов, мультиплексы с торгово-развлекательными центрами. Пока в РФ более 1 тыс. экранов, причем треть приходится на Москву. Еще их значительная часть распределена на городам-миллионникам, глубинке мало что остается. В 2006 году эксперты ожидают прибавления примерно 200 новых экранов, в прошлом году их было открыто 225 в 74 кинотеатрах. Темпы, надо сказать, незначительные, учитывая численность населения и динамику кинопроизводства. Причем, все участники рынка согласны с тем, что будущее за регионами, хотя рентабельность там значительно ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Вот где еще нужно участие государства – поддержка инвесторов, например, за счет налоговых льгот, которые готовы вкладывать деньги в строительство кинотеатров в городах, где их вообще нет. Потому не случайно сегодня 70% сборов от проката приходится на столицы, а остальное на регионы.

Кстати, и в Москве еще есть перспективы роста – 10-15% экранов можно прибавить, хотя и в многомиллионной столице показ не обходится без проблем – это повышение арендной платы. В целом же должно произойти перераспределение рынка, постепенно от определения "кинотеатр" будут уходить, и многозальные мультиплексы увеличат свою долю на рынке. Хотя не исключено, что и "однозальники" тоже найдут своих почитателей, так как, увеличиваясь в объеме, широкоэкранное кино подспудно диверсифицирует интересы зрителей. И в однозальных "советских" кинотеатрах вполне может найти прибежище независимое авторское кино. Чтобы не закрыться, в поисках своего зрителя "однозальники" вполне способны специализироваться на "чистом искусстве". Эксперты не исключают, что они смогут показать, что на таком кино тоже можно зарабатывать деньги.

Успех кинопроизводства – вещь капризная и непредсказуемая. Сейчас, основной упор делается на кассовые блокбастеры, которые действительно оправдывают ожидания, и на несколько фильмов приходится половина всех сборов и большая часть дохода, полученная производственниками. Но Россия – страна с давними кинематографическими традициями, здесь привыкли к хорошим фильмам, и зрительские предпочтения будут колебаться по мере увеличения числа коммерческих фильмов отечественного "разлива". Потому эксперты отмечают одну неприятную тенденцию: запах больших денег от удачных коммерческих проектов привлекает в индустрию людей, которые делают плохое кино.

"В последнее время производством кино стали заниматься все, кому не лень, - говорит Михаэль Шлихт, - и сейчас в производстве достаточно много фильмов, которые не будут "отбиваться". В США, конечно, появляется тоже немало второсортных фильмов, но там рынок кинопоказа несравнимо больше, чем в РФ, и некачественные ленты теряются на фоне удачных картин. Опасная тенденция, считает эксперт, если неважные фильмы, неправильно произведенные по законам кинопромышленности, появятся на экранах - опять упадет интерес к российскому кино.

Хорошо известно, что "пираты" сильно осложняют жизнь кинобизнеса, имеют громадное влияние на сборы, и пока успешно бороться с ними не получается. Все, что могут кинопоказчики - установить в кинозалах наблюдение, чтобы исключить несанкционированное снятие так называемых "тряпичных" копий с экрана, говорит генеральный директор сети кинотеатров "Синема Стар" Армен Захарян. Не удается даже исключить торговлю "пиратскими" DVD в магазинах многозальных развлекательных кинокомплексов. Эффективно бороться получается только, когда включается некий административный ресурс, и пиратские копии не появляются в течение 5-6 недель, как, например, во время проката "дозоров". За это время кино хорошо поработало и собрало самую большую кассу.

Выход эксперты видят даже не в том, чтобы приближаться легальной продукцией к низким "контрафактным" ценам. Все же надо подводить зрителя к тому, что хороший продукт стоит денег. Другое дело, что пока фильмы выходят, в основном, небольшими выпусками, тогда как 500-800 тыс. тираж одного блокбастера - легальный и качественный, пусть и более дорогой - уже будет иметь возможность серьезно повлиять на рынок.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
В Одессе и Харькове раздались взрывы Политика, 05:05
Стала известна дата реванша между Усиком и Фьюри Спорт, 04:52
В Славянске-на-Кубани беспилотник упал на территории НПЗ Политика, 04:46
Губернатор Ленобласти объяснил взрыв на Выборгской нефтебазе Политика, 04:42
Bild сообщил о запросе главы Минобороны ФРГ еще €3,8 млрд для Украины Политика, 04:28
Протестующие в Тбилиси сожгли флаги России и «Грузинской мечты» Политика, 04:21
Видео нокдауна Фьюри после серии ударов Усика Спорт, 04:15
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Белгородской области из-за падения дрона загорелась крыша храма Политика, 03:53
Жителей Курской области предупредили об опасности атаки беспилотников Политика, 03:35
Фьюри не принял поражение от Усика и потребовал «немедленно» реванш Спорт, 03:29
Зеленский поздравил Усика словами «украинцы бьют мощно» Спорт, 03:24
Россия и КНДР обменялись туристами впервые со времен СССР Общество, 03:16
Усик обратился к покойному отцу после исторической победы над Фьюри Спорт, 03:15
Воронежский губернатор предупредил об опасности атаки дронов Политика, 02:42