Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Допустимая вместимость матчей ЦСКА превысила квоту «Спартака» в два раза Спорт, 14:03 Спасатели исключили шансы найти моряков с танкера в Азовском море Общество, 13:58 Денис Савостин — какой бизнес ни в коем случае не стоит открывать РБК и ВТБ Привилегия, 13:55 Как протестовали рабочие заводов и студенты в Белоруссии. Видео Политика, 13:51 Главврач ростовской больницы умер после заражения COVID-19 Общество, 13:47 Skoda назвала российские цены на новую Octavia с 1,4-литровым мотором Авто, 13:34 «Яндекс» раскрыл число запросов от властей на данные пользователей Технологии и медиа, 13:32 В точке выбора: как сдвинуть себя с места при поиске работы мечты Экономика образования, 13:30  Зачем нужна секьюритизация для малого и среднего бизнеса Партнерский материал, 13:26 Вратарь «Рубина» опроверг заражение коронавирусом Спорт, 13:21 Кремль отказался давать советы Лукашенко по поводу ситуации в Белоруссии Политика, 13:19 Эксперты предупредили о рисках банкротств в загородном строительстве Недвижимость, 13:15 Владельцы компании Merlion задержаны по подозрению в организации убийства Технологии и медиа, 13:14 В Кремле выразили сожаление из-за слов Байдена о российской угрозе Политика, 13:04
Общество ,  
0 

Интерес к российскому кино падает из-за засилья второсортных картин

Российский кинорынок увеличивается на 25-30% в год, рост отмечается во всех сегментах киноиндустрии – производстве фильмов, прокате-дистрибуции и показе. В 2005 году объем рынка достиг более 550 млн долл., увеличившись на 35%, а к 2008 году прогнозируется его двукратное увеличение.

Как самое приятное в этом росте, эксперты отмечают увеличение доли национального российского кино в структуре доходов проката. Причем, произошел этот рост практически с нуля за 3-4 года, благодаря большим успешным проектам, которые у всех на устах, - "Ночной дозор", "Дневной дозор", "9 рота", "Турецкий гамбит" и других. Фильмы средней доходности тоже все больше появляются на рынке и завоевывают свое место. На сегодняшний момент доля box-office (билетная касса) российского кино в нашей сети уже составляет более 20% от всех сборов, тогда как в 2005 году она едва дотягивала до 13%, сказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" генеральный директор УК "Формула кино" Андрей Терешок. И с учетом, что в конце года выходят очень сильные российские проекты, будет еще интереснее, считает он.

Традиционно наилучшие результаты покажут 5-6 российских фильмов. На них придется половина сборов, остальное соберут средние фильмы. Причем, если взять пятерку самых кассовых российских и иностранных прокатных фильмов, например, "Ледниковый период", "Пираты Карибского моря" и т.д., то суммы сборов у них примерно одинаковые.

Если киноиндустрия будет развиваться такими темпами, то перспективный объем рынка к 2010 году в 1,5-2 млрд долл. и около 3 тыс. экранов – показатели вполне достижимые. Тем более что государство киноиндустрии отечески протежирует. В 2005 году было вложено 92 млн долл. в производство кинофильмов в виде грандов, кредитов и т.д. Еще дистрибьюторы и кинопоказчики считают для своего бизнеса важным подспорьем то, что, несмотря на активное продвижение частью кинематографистов идеи квотирования иностранной продукции, правительство на это не идет.

Государство занимает либеральную позицию в отношении кино, говорит генеральный директор компании "Двадцатый век Фокс СНГ" Михаэль Шлихт. Поддержка отечественного кино оказалось эффективнее, чем запреты, квоты на показ иностранных фильмов, считает он, "и в этом смысле РФ вообще самая либеральная страна на кинорынке". Андрей Терешок также полагает, что чиновникам, государству, важно найти в себе силы отказаться от идеи квотирования. "Помогать производству – да, а указывать зрителям, какие фильмы смотреть, наверное, не тот путь", - говорит он.

Впрочем, на столбовом пути киноиндустрии может встретиться еще не мало ухабов, и в данном случае статистика вещь лукавая. Не трудно заметить, тысячи процентов роста за "пятилетку" можно было достичь только при полном отсутствии отечественного кино как такового на "стартовом" этапе. В 2005 году около 90 млн долл. заработали свыше 60 отечественных картин - это доход одного среднего удачливого голливудского блокбастера.

Сегодня, по данным экспертов, всего лишь 20% населения России имеют возможность пользоваться услугами "большого" экрана из-за высокой цены билетов. Но во многом их стоимость зависит от конкуренции, строительства новых современных кинотеатров, которые сочетали бы в себе многозальные, с большим числом экранов, мультиплексы с торгово-развлекательными центрами. Пока в РФ более 1 тыс. экранов, причем треть приходится на Москву. Еще их значительная часть распределена на городам-миллионникам, глубинке мало что остается. В 2006 году эксперты ожидают прибавления примерно 200 новых экранов, в прошлом году их было открыто 225 в 74 кинотеатрах. Темпы, надо сказать, незначительные, учитывая численность населения и динамику кинопроизводства. Причем, все участники рынка согласны с тем, что будущее за регионами, хотя рентабельность там значительно ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Вот где еще нужно участие государства – поддержка инвесторов, например, за счет налоговых льгот, которые готовы вкладывать деньги в строительство кинотеатров в городах, где их вообще нет. Потому не случайно сегодня 70% сборов от проката приходится на столицы, а остальное на регионы.

Кстати, и в Москве еще есть перспективы роста – 10-15% экранов можно прибавить, хотя и в многомиллионной столице показ не обходится без проблем – это повышение арендной платы. В целом же должно произойти перераспределение рынка, постепенно от определения "кинотеатр" будут уходить, и многозальные мультиплексы увеличат свою долю на рынке. Хотя не исключено, что и "однозальники" тоже найдут своих почитателей, так как, увеличиваясь в объеме, широкоэкранное кино подспудно диверсифицирует интересы зрителей. И в однозальных "советских" кинотеатрах вполне может найти прибежище независимое авторское кино. Чтобы не закрыться, в поисках своего зрителя "однозальники" вполне способны специализироваться на "чистом искусстве". Эксперты не исключают, что они смогут показать, что на таком кино тоже можно зарабатывать деньги.

Успех кинопроизводства – вещь капризная и непредсказуемая. Сейчас, основной упор делается на кассовые блокбастеры, которые действительно оправдывают ожидания, и на несколько фильмов приходится половина всех сборов и большая часть дохода, полученная производственниками. Но Россия – страна с давними кинематографическими традициями, здесь привыкли к хорошим фильмам, и зрительские предпочтения будут колебаться по мере увеличения числа коммерческих фильмов отечественного "разлива". Потому эксперты отмечают одну неприятную тенденцию: запах больших денег от удачных коммерческих проектов привлекает в индустрию людей, которые делают плохое кино.

"В последнее время производством кино стали заниматься все, кому не лень, - говорит Михаэль Шлихт, - и сейчас в производстве достаточно много фильмов, которые не будут "отбиваться". В США, конечно, появляется тоже немало второсортных фильмов, но там рынок кинопоказа несравнимо больше, чем в РФ, и некачественные ленты теряются на фоне удачных картин. Опасная тенденция, считает эксперт, если неважные фильмы, неправильно произведенные по законам кинопромышленности, появятся на экранах - опять упадет интерес к российскому кино.

Хорошо известно, что "пираты" сильно осложняют жизнь кинобизнеса, имеют громадное влияние на сборы, и пока успешно бороться с ними не получается. Все, что могут кинопоказчики - установить в кинозалах наблюдение, чтобы исключить несанкционированное снятие так называемых "тряпичных" копий с экрана, говорит генеральный директор сети кинотеатров "Синема Стар" Армен Захарян. Не удается даже исключить торговлю "пиратскими" DVD в магазинах многозальных развлекательных кинокомплексов. Эффективно бороться получается только, когда включается некий административный ресурс, и пиратские копии не появляются в течение 5-6 недель, как, например, во время проката "дозоров". За это время кино хорошо поработало и собрало самую большую кассу.

Выход эксперты видят даже не в том, чтобы приближаться легальной продукцией к низким "контрафактным" ценам. Все же надо подводить зрителя к тому, что хороший продукт стоит денег. Другое дело, что пока фильмы выходят, в основном, небольшими выпусками, тогда как 500-800 тыс. тираж одного блокбастера - легальный и качественный, пусть и более дорогой - уже будет иметь возможность серьезно повлиять на рынок.