Дело Pussy Riot: правозащитники ссылаются на апостола Павла и римлян
В заявлении, подписанном 23 правозащитниками, в том числе и теми, кто покидает Совет, выражается недоумение тем фактом, что участниц панк-группы уголовно преследуют за деяние, которое не запрещено уголовным законодательством.
"Моральное осуждение эпатажного поступка, нарушающего правила поведения в религиозных учреждениях, не снимает, однако, вопросы о законности вынесенного им приговора, о справедливости и гуманности назначенного им наказания. Обществу далеко не безразлично, когда уголовный закон распространяют на действия, влекущие по закону только административную ответственность", - отмечается в заявлении.
"Неужели наш правоприменитель не знает, что "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением" (статья 54 Конституции РФ)? Тем более что это точно совпадает со словами апостола Павла: "Где нет закона, нет и преступления", - указывают правозащитники.
В Совете считают, что подобная правоприменительная практика подрывает основные юридические принципы. "Деяние, не являющееся преступлением по закону, не может объявляться преступным, как не может уголовный закон иметь обратную силу. Это знали еще древние римляне!" - заявляют правозащитники.
У членов Совета появились и многие другие вопросы к Хамовническому суду, "касающиеся соблюдения принципов справедливого правосудия в демократическом правовом государстве".
"Почему, например, подсудимые были вынуждены несколько часов выслушивать приговор в наручниках? Почему всем подсудимым определили одинаковые сроки заключения, хотя у двоих из них есть малолетние дети? Почему наказание не могло быть условным или хотя бы с отсрочкой исполнения до достижения детьми совершеннолетия? Почему наказание оказалось куда более строгим, чем полагалось за кощунство по законам Российской империи? Наконец, почему мы должны ждать, пока ответы на все эти вопросы даст Европейский суд по правам человека? Тем более что все мы прекрасно знаем ответы!" - подчеркивают правозащитники.
"Мы уверены, что гражданское общество вправе настаивать на том, чтобы в российском правосудии торжествовали правда и милосердие", - резюмируется в заявлении Совета.