ВЦИОМ: Для россиян хорошее жилье – главный признак престижа
Главным признаком высокого престижа свыше половины россиян, 55%, считают хорошее жилье. На втором месте - возможность дать своим детям качественное образование (37%), на третьем - наличие автомобиля (27%).
Чуть менее престижными оказались возможности провести отпуск за границей (23%), получить качественное медицинское обслуживание (21%), приобрести недвижимость за рубежом (20%), загородный дом (12%).
C ростом доходов список приоритетов престижа меняется: растет значимость приобретения недвижимости за рубежом (17% опрошенных со среднедушевыми доходами до 1,5 тыс. руб. и для 27% с доходами свыше 5 тыс. руб.), покупка загородного дома, дачи (10 и 20%), отпуск за границей (17% и 27%). Такие признаки, как наличие хорошего жилья (62% и 49%), автомобиля (38% и 29%), дорогой мебели и бытовой техники (13% и 8%), для высокообеспеченных россиян становятся уже менее важными.
Покупка недвижимости за рубежом для жителей Москвы и Санкт-Петербурга - второй после обладания элитным жильем признак статуса (40% и 47% жителей мегаполисов соответственно). Возможность приобретения загородного дома, дачи представляется столичным респондентам более важным элементом престижа, чем опрошенным из других населенных пунктов (22% и 9-16%).
Респонденты старшего возраста, как правило, больше значения придают качественному медицинскому обслуживанию, которое к признакам статуса относят от 14% опрошенных 18-24 лет до 22% в возрастной группе от 60 и старше. Женщины более мужчин ценят возможности получить качественное медобслуживание (к статусным признакам его относят 16% мужчин и 26% женщин), дать детям хорошее образование (35% и 39%) и меньше внимания уделяют наличию автомобиля (30% и 24%).
Возможность дать детям хорошее образование респонденты считают тем более престижным, чем выше их собственное образование - этот признак отмечают 27% в группе с образованием ниже среднего, 35-38% со средним общим и специальным и 46% с высшим и незаконченным высшим образованием.
Опрос проведен 12-13 августа 2006г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Интересно проследить, как россияне относятся к факторам престижа. Вполне логично, что качественное медицинское обслуживание многие считают признаком благополучия. Согласно недавнему опросу, проведенному все тем же ВЦИОМом, почти половина (45%) россиян состоянием своего здоровья не довольны. Тем не менее треть россиян (32%) никак не заботится о состоянии своего здоровья. Из них 8% не беспокоятся, потому что считают себя здоровыми, а 24% - "не обращают внимания" на болезни и недомогания. В основном забота россиян о здоровье выражается в том, что 31% не пьют и не курят; 28% в случае болезни сразу же обращаются к врачам и соблюдают все их предписания; 16% правильно питаются, столько же интересуются полезной информацией - смотрят телепередачи на эту тему, читают медицинские книги и журналы; 12% занимаются физкультурой, спортом; 11% регулярно проверяют своё здоровье, проходят диспансеризацию.
Еще один опрос ВЦИОМ наглядно демонстрирует, почему владение автомобилем попало в тройку лидеров престижности. Дело в том, что большинство – 63% российских семей – не имеют личной автомашины. Члены 34% семей обладают одним автомобилем, еще у 3% - более одного. При этом среди москвичей и петербуржцев доля владельцев автомобилей больше, чем среди других россиян, - 42%.
О качественном образовании большинству россиян также приходится только мечтать. Даже национальный проект "Образование", предусматривающий повсеместное введение ЕГЭ, не нашел позитивного отклика у значительной части наших сограждан. Многие жители России считают ЕГЭ формальной оценкой знаний. Согласно данным ВЦИОМ, такое мнение у 20% россиян. Кроме того, 22% опрошенных прогнозируют усиление коррупции в школе. 28% россиян полагают, что новая система не способна учитывать индивидуальные особенности учеников, а 18% респондентов считают, что российская школа теряет, таким образом, свои особенности. Одновременно возросла доля тех, кто опасается стирания индивидуальных особенностей учащихся (с 24% до 28%) и снижения роли учителя в оценке знаний ученика (с 11% до 16%).