Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Трамп отказался создавать новую партию в США Политика, 01:37 Рейтинги «умных» городов: какие места занимает Москва РБК и Минстрой, 01:32 СМИ сообщили о воздушной атаке Израиля на Дамаск Общество, 01:01 В Словакии введут комендантский час и обязательное ношение респираторов Общество, 00:51 Пятьдесят идей для подарков на 8 марта РБК и Крокус Сити Молл, 00:35 В Москве задержали перекрывших Варшавское шоссе водителей Общество, 00:17 В России ужесточили наказания за нарушение деятельности иноагентов Политика, 00:01 «Мир» запретит пополнять со своих карт иностранные электронные кошельки Финансы, 00:01 Что изменится в законах в марте Общество, 00:01 Главный тренер «Тамбова» ответил на обвинения в договорном матче Спорт, 00:00 WSJ узнала об отказе Ирана от прямых переговоров с США по ядерной сделке Политика, 28 фев, 23:44 Полиция задержала подозреваемых в убийстве семьи в Нижнем Новгороде Общество, 28 фев, 23:39 Семь феноменов черного цвета, определивших эпоху РБК и ASUS, 28 фев, 23:39 Мосгорсуд опубликовал апелляционное решение по делу Навального Политика, 28 фев, 23:12
Общество ,  
0 

Эксперты: Что бы власть ни делала, бензин будет дорожать

Очередная спецоперация по сдерживанию цен на бензин, иницированная на днях премьер-министром Владимиром Путиным, набирает обороты. Громкие заявления и немедленные расследования Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении нефтяных компаний не дали ожидаемого результата в краткие сроки. Вероятно, поэтому сегодня в ход была пущена тяжелая артиллерия - Министерство энергетики громко объявило, что решило остановить экспорт бензина для стабилизации внутреннего рынка.

Экспертное сообщество встретило эту новость с недоумением: из-за неразвитости нефтепереработки Россия гонит за рубеж в основном сырую нефть, дизельное топливо и мазут. Бензин здесь - капля в море: годовой объем его экспорта составляет всего 3 млн т из 130 млн т продаваемых за рубеж нефтепродуктов. К тому же запретами проблему не решить, уверены аналитики, а вот усугубить - вполне возможно.

Ближайшая перспектива - 28 руб./литр

Аналитик ФГ БКС Андрей Полищук отмечает, что Россия отправляет на экспорт лишь 8% бензина. Эксперт полагает, что запрет экспорта бензина, конечно, поможет в стабилизации, но может иметь и негативные долгосрочные последствия. "Из-за сдерживания цен на внутреннем рынке нефтяные компании просто-напросто могут снизить объемы переработки и увеличить экспорт сырой нефти. Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать", - говорит аналитик.

А.Полищук отмечает, что еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2-3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, а литр высокооктанового бензина в среднем по РФ может подорожать до 28 руб.

По мнению эксперта, на цены давит общемировая ситуация - привлекательность экспортной альтернативы как раз и приводит к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако не меньшую роль здесь играют акцизы - так, в 2011г. акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29-50%, на дизельное топливо - вдвое. "До 4,5 руб. в стоимости одного литра бензина - это налоги," - напоминает эксперт любителям винить во всем жадных нефтяников.

Самое простое решение проблемы - отпустить розничные цены, чтобы нефтяные компании были заинтересованы в повышении продаж в РФ. Однако более нужным является ликвидация дефицита нефтеперерабатывающих мощностей, модернизация НПЗ и развитие конкуренции, добавляет А.Полищук. Сдерживание же цен приведет в конечном итоге к тому, что нефтяники перестанут инвестировать в переработку, и России придется закупать бензин за рубежом, предупреждает он.

"Цены на бензин пока заморожены. Если их отпускать сейчас, то это надо делать как-то аккуратно. Но чтобы сделать более-менее интересным внутренний рынок для наших нефтяников, цены в розницу должны увеличиться на 6-8%", - поддерживает коллегу аналитик "Алоринвеста" Д.Лютягин.

Власти сами виноваты

Несмотря на то, что власть активно открещивается от причастности к дефициту бензина, эксперты придерживаются другого мнения. По мнению аналитиков, именно правительство создало такую систему, что нефтяным компаниям стало просто невыгодно работать на внутреннем рынке.

"Стабильно высокие цены на нефть и особенности налогового законодательства сделали экспорт нефтепродуктов и сырой нефти более выгодным чем реализация на внутреннем рынке. Также особое внимание со стороны ФАС и действия правительства по сдерживанию роста цен на нефтепродукты сделали работу на внутреннем рынке менее выгодной для нефтяных компаний", - отмечает Г.Бирг. Он советует властям задуматься о реформе сборов с нефтяной отрасли с целью перехода на более рыночные принципы.

С ним согласен и аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. "Мы путаем причину и следствие. Причина в том, что регулируется жестко внутренний рынок - и в этих условиях, конечно, образуется дефицит топлива. Поэтому причину надо искать в самом государстве, которое ограничивает производителей, сдерживает рост цен, повышает налоги - в этом базовая причина", - говорит эксперт.

В свою очередь глава Фонда национальной энергетической безопасности ООО "ФНЭБ" Константин Симонов отмечает, что нынешний бензиновый кризис не первый и не последний, а атаки ФАС на нефтяников пока выглядят как пустая трата времени, ведь размер штрафов не является значительным для нефтяников.

"Пока правительство реально не задумается о струкутуре нашего рынка и прежде всего о том, что у нас нет абсолютно независимых переработчиков, такие кризисы у нас будут повторяться постоянно, а премьер-министр будет постоянно вызывать нефтяников и стучать кулаком по столу в режиме "ручного" управления", - заключает эксперт.

Следите за новостями РБК в социальных сетях: