Алкогольный рынок РФ вступил в стадию купли-продажи брендов
Такие данные представил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" директор по маркетингу компании "Директ-Холдинг" Виктор Прошин. При этом все производители сходятся во мнении, что в денежном выражении рынок водки однозначно вырос за счет перераспределения покупательских предпочтений в пользу премиального, суперпремиального сегментов.
Хотя по отношению к низкоценовому сегменту он составляют низкий удельный вес. Кстати, в денежном выражении участники рынка выделяют низкоценовой сегмент водки (до 100 руб.), среднеценовой сегмент (около 200 руб), и премиум-сегмент.
"Доля каждого сегмента на водочном рынке – это зеркальное отражение доходов общества (сегменты low middle и premium находятся достаточно далеко друг от друга). Как таковой мидл-сегмент (среднеценовой) находится в режиме формирования. Поэтому наиболее ожесточенная конкуренция (ожидается) в среднем классе водки", - отмечает вице-президент ТПГ "Кристалл" Дмитрий Раутбарт.
Эксперты считают, что рост премиального водочного сегмента во многом обусловлен введением новых акцизов (с 1 января 2008г.) и ужесточением конкуренции на легальном алкогольном рынке. Если в низкоценовом сегменте много нелегальной продукции, то увеличить свою прибыль можно только за счет продажи дорогого товара. Отсюда повышенный интерес к брендам. Как говорят аналитики, российский алкогольный рынок вступил в стадию покупки-продажи алкогольных брендов. Теперь главная задача большинства российских компаний состоит в создании сильных и устойчивых брендов, с которыми они могут выйти за пределы России. Сегодня на алкогольном рынке представлены марки алкогольной продукции, оставшиеся с советских времен, или бренды-однодневки.
Между тем на алкогольном рынке остается много места, где может быть реализована нелегальная продукция: существует масса мелких предприятий, которые конкурируют между собой. Считается, что главный фактор, который поддерживает существование нелегального рынка водки - увеличение акцизов. Удорожание легальной ликеро-водочной продукции в среднем на 5-6 руб. приведет к тому, что появится еще больше желающих не платить налоги.
Напомним, что в прошлом году активно обсуждалась идея выпустить "народную" водку по минимальной цене, чтобы каждый потребитель знал, что настоящая водка стоить дешевле не может. Сегодня этот вопрос остается на повестке дня. В свою очередь Д.Раутбарт предлагает снизить акциз внутри алкогольной продукции, пропорционально которому снизится количество желающих не платить налоги. А также законодательно закрепить минимальные наценки на каждом пути следования продукции от производителя, оптового поставщика до розничного продавца. Тогда цена на водку будет минимальной.
Следует сказать, что отечественный алкогольный рынок ждет очередное испытание на прочность. К 1 января 2009г. каждый отечественный спиртзавод должен установить у себя оборудование для переработки барды, основного отхода при производстве спирта. Но инвестировать в бардопереработку смогут не все производители. По данным экспертов, стоимость этого оборудования для одного завода составляет порядка 1,5 млн долл., тогда как годовая выручка среднего спиртового завода оценивается на уровне 4,7 млн долл. В случае невыполнения требований закона ("О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") в указанный срок, предприятиям, не способным утилизировать или переработать отходы, грозит отзыв лицензии.
В качестве решения проблем производители предлагают создавать новые рынки сбыта этилового спирта (например, биотопливный), формировать условия для привлечения инвестиций в отрасль, а также разрабатывать новые направления по переработке и утилизации отходов по производству этилового спирта.