Эксперты подводят итоги уходящего года в продуктовом ретейле
13 объектов "Ашан берет в долгосрочную аренду и один покупает. Эта сделка позволила компании стать первым игроком в Московском регионе по количеству торговых точек. Также в этом году участники рынка не увидели прихода иностранных игроков на отечественный рынок продуктового ретейла в лице WAL-Marta и "Корфура".
Отметим, что в этом году активно звучала тема слияний и поглощений в розничной торговле. Игроки рынка подтверждают, в ретейле основная игра разыгралась на региональных рынках, переживающих экспансию федеральных сетей. Эта тенденция сохранится и в будущем. Как отметил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" заместитель генерального директора компании "Мосмарт" Семен Слуцкий, сегодня продавцов больше, чем покупателей. "Сложившаяся цена достаточно высокая, у них (игроков) есть понимание того, что дальше будет хуже.
В результате мы придем к тем оценкам, тем мультипликаторам, которые применяются на западных рынках и которые существенно скромнее, чем у нас", - сказал он. Как показывает практика, открыть магазин собственными усилиями стоит в разы дешевле, чем покупать действующий магазин определенного формата торговли, с персоналом.
Эксперты отмечают, что в этом году сделок М&А в ретейле было меньше, чем в 2006г., но общая капитализация этих сделок больше по сравнению с предыдущим годом. "Следовательно, продукты, которые были подготовлены профессиональными консультантами, были приобретены более осмысленно и интересны инвесторам", - делает вывод директор по развитию бизнеса ГК Step by Step Дмитрий Рыжаков. В отличие от прошлого года, когда сети старались купить местных игроков за "любые" деньги. Тогда они не столько хотели прийти в тот или иной регион, сколько желали "застолбить" место, пока не появились конкуренты.
Эксперт предполагает, что глобальных потрясений в 2008г., последствий кризиса ликвидности на рынке розничной торговли не будет. Скорее всего, после активного двух-трех летнего периода роста следует ожидать качественных изменений в торговле. "То товарное предложение и сервис, который получает покупатель в среднем, выше, чем было вчера", - отмечает С.Слуцкий. Кроме того (преимущественно в Москве), в продуктовой рознице складывается тенденция, что люди готовы тратить больше денег на премиальные товары. Вследствие этого в столице продолжится рост премиальных сетей, куда покупатель приходит за повышенным уровнем сервиса и премиальными товарами.
Эксперты отмечают еще один итог развития рынка ретейла в 2007г. В России не может развиваться такой формат торговли как дискаунтер - магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с низкими ценами. С точки зрения представителей бизнеса, из-за высоких арендных ставок, дефицита торговых площадей и нынешних цен на продукты дискаунтеров быть не может: с их ограниченным ассортиментом они не обеспечивают всех потребностей российских покупателей.