Комиссия Совфеда по защите госсуверенитета, возглавляемая Климовым, также предложила установить уголовную ответственность для признанных в России иностранными агентами людей и организаций в том случае, если ранее их привлекали к административной ответственности и они не устранили нарушения (не поместили маркировку, не уплатили штраф за ее отсутствие и прочее).
За непредставление или несвоевременное представление физическим лицом-иноагентом сведений о себе законопроект предлагает выносить предупреждение или присуждать штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Законопроекты об ужесточении наказания для иностранных агентов и расширении категорий таких лиц и организаций поддержало правительство.
Партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков в разговоре с РБК отметил, что схожие с новыми требованиями для иноагентов положения уже существуют в отношении террористических организаций, упоминая которые необходимо указывать, что их деятельность запрещена в России.
Он добавил, что термина «информация чувствительного характера» нет и, вероятно, в законодательстве будет закреплено что-то конкретное. «Но смысл понятен: это информация, сбор которой в интересах иностранного государства будет представлять угрозу безопасности страны или ее граждан», — сказал юрист.
«На мой взгляд, хотят расширить возможности для привлечения к уголовной ответственности не только по статьям о государственной измене и шпионаже, где существует довольно конкретный информации, составляющей государственную тайну. Если мы обратимся к статье 5 Закона «О государственной тайне», то увидим, что это всё довольно серьезная информация, которая действительно может нанести вред нашей стране и дать преимущества ее потенциальным противникам — военная информация, информация о секретных объектах, информация о стратегических планах, технологиях в области обороны», — рассказал РБК координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников, — «В то же время, есть очень много данных, относящихся к информации чувствительного характера, которые собирают СМИ, различные расследовательские группы, которые действуют либо как так называемые «иностранные агенты» (в понимании этого термина, установленного российским законом), либо не имея данного статуса, и вот эта информация становится достоянием гласности». По мнению правозащитника, в отличии от составов государственной измены или шпионажа, где четко прописаны сведения, относящиеся к гостайне, в подобную информацию чувствительного характера «можно засунуть все, что угодно — начиная с информации о личной жизни крупных чиновников, их бизнесах и заканчивая информацией об отношениях в высших эшелонах власти, о политических интригах, которая не поступает через официальные новостные агентства».
«Это очень размытая формулировка. Если не будет четкой расшифровки, как в случае с законом о гостайне, то будет возможность для расширительного толкования этих норм», — заключил Прянишников.
Авторы
Георгий Тадтаев, Роман Кирьянов, Евгения Лебедева