Workshop Большого: "Мастерская новой хореографии"
В этом году с основной площадки театра на сцену репетиционного зала была перенесена часть оборудования. Поэтому начинающие хореографы в рамках проекта имели возможность не только поработать с хорошими танцовщиками, но и попробовать воспользоваться в своих постановках высокотехнологичными приемами, например, поиграть со светом.
Самой яркой работой, пожалуй, стала постановка Ивана Урбана - премьера Гамбургской государственной оперы, балетную труппу которой уже 30 лет возглавляет один из самых знаменитых хореографов современности американец Джон Ноймайер. Урбан поставил для «Мастерской» мини-спектакль «Мгновение» на музыку С.Барбера. Это единственная композиция вечера, которая имеет отчетливую хореографическую законченность, в ней даже есть небольшой сюжет. Предваряя выступление артистов, хореограф рассказал, что пытался воплотить реальное и нереальное время. Марианна Рыжкина и Ян Годовский отражают в движениях мнимые и действительные события, которые составляют или могут составить историю взаимоотношений мужчины и женщины. И поэтому мужчина танцует с воображаемой женщиной, когда реальная стоит рядом, а в финале берет на руки пустоту.
Интересной была композиция Вячеслава Самодурова, восемь лет танцевавшего в Мариинке, три - в Амстердаме и 2 - в Лондоне. Балет «+-2» создан на музыку Генделя в соавторстве с британскими коллегами: художник по костюмам - Эллен Батлер, звуковой дизайн - Дэвид Нобль. Нестандартная «должность» в штате постановочной бригады - «звуковой дизайн» - появилась для того, чтобы реализовать замысел автора по деконструкции классического танца. Просто музыка Генделя не могла звучать в таком спектакле - ее нужно было специфическим образом обработать. Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев ломают классический танец, доводя балетные константы до абсурда. Контраст усиливается обращением к баррочной эпохе в музыке.
Еще один участник проекта Никита Дмитриевский - первый танцовщик из России, приглашенный на стажировку в Театр танца Иржи Килиана, - самый опытный хореограф «Мастерских» 2006 года. Он поставил уже 9 балетов, в том числе в Мариинке. Дмитриевский придумал композицию "Дежавю" на музыку Вима Мертенса. Это наиболее объемная по продолжительности и числу участников постановка вечера. Автор в бытность танцором Большого ратовал за изменения в подготовке артистов. Он предлагал ввести в Большом занятия по современному танцу, а для нынешней «Мастерской» предложил спектакль, ориентируясь на мировую школу и свой хореографический и исполнительский опыт.
Дина Хусейн и Анна Абалихина попытались представить на сцене Большого элементы contemporary dance. Они поставили философскую работу с программным названием "Мыслю, следовательно существую" на музыку группы Coil и декларировали свою задачу как предоставление артисту возможности «открыться» в личностном плане. Композиция использует язык тела, отличный от языка классического балета. Новый взгляд на балетное искусство подчеркивает словесный материл постановки («Кто я? Где я? Как бьется сердце?» и т.д.). Авторы говорят, что тексты не писались специально. В процессе работы исполнители рефлексировали на тему композиции и отвечали на соответствующие вопросы.
Workshop, состоявшийся по инициативе руководителя балетной труппы Большого театра Алексея Ратманского, безусловно, перспективный проект, позволяющий начинающим постановщикам заявить о себе.