Собянин сравнил «креативность» памятника Петру I и «Большой глины»
Скульптура «Большая глина», установленная на Болотной набережной в Москве, через девять месяцев будет востребована в другом городе мира, заявил мэр Москвы Сергей Собянин на форуме «Российская креативная неделя», сообщает «РИА Новости».
«Это просто уникальный объект», — сказал мэр. «Мне сложно провести грань между креативным и некреативным музеем. Третьяковка вот, например, креативная или нет? Или у нас только «Гараж» креативный? Или, например, Петр I, который стоит с рулем, — это креативный памятник? Или только «Глина» — креативный памятник? Что из них креативнее? Я думаю, что «Глина», — рассуждал Собянин.
По его данным, эта скульптура через девять месяцев будет востребована в другом городе мира.
Временная экспозиция «Большая глина № 4» Урса Фишера представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую композицию — копию комка глины, который автор разминал в руках.
Урс Фишер в интервью РБК отметил, что «на улицах городов куча крайне уродливых зданий и машин, а на жителях — много некрасивой одежды». «Обсуждаем мы это бесконечное уродство? Да нет, оно просто есть. Но вот если появляется объект искусства — да-а, народ может и разозлиться», — сказал он.
«И вот какой вопрос: а что, искусство кому-то что-то должно? Осчастливить вас? Как-то удовлетворить? Я не знаю. Я знаю, что искусство что-то сообщает, но вот что конкретно оно сообщает вам — это ваше личное дело», — резюмировал Фишер.
Скульптура была установлена 16 августа и вызвала противоречивые оценки. РБК спросил экспертов в области искусства, что они думают об этом произведении.
Заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов считает, что в замысле скульптуры есть доля провокации. «Непонятно, нужна ли она. К такому искусству мало кто готов. Сначала это надо обкатывать в более подготовленной среде», — полагает Анисимов. А городу не хватает «парковой скульптуры, которая приносила бы радость и эстетическое наслаждение».
Архитектор Елена Тальская заявила РБК, что произведению Фишера не место на Якиманке, в исторической застройке, оно должно находиться в галерее или музее современного искусства. «Нужно учитывать окружение, исторический контекст. Я считаю, что такая неоднозначная скульптура не украшает пространство», — пояснила она.
По мнению директора Музея им. Андрея Рублева Михаила Миндлина, если в самом центре города появляются современные здания, то должны появляться и современные арт-объекты. «Люди брызжут слюной, истекают ядом и желчью из-за яркого и интересного арт-объекта, который поставлен всего на несколько месяцев в центре города. У необразованных и ограниченных людей возникают странные ассоциации — это объясняется тем, что у кого что болит, тот о том и говорит», — заметил Миндлин.