Рецепт от депрессивности
Федеральная пассажирская компания (ФПК) решила ввести плавающие тарифы на проезд в купе и вагонах повышенной комфортности поездов дальнего следования на всех направлениях. До сих пор принцип «чем раньше купил, тем больше сэкономил» предлагался на четырех маршрутах, а с мая введут еще на десять. Кроме того, компания собирается изменить подход к расчету стоимости билета: фиксированный тариф предполагает, что цена не будет меняться в зависимости от спроса, а по графику. Пассажиры заранее смогут узнать, в какой день и на какую сумму повысится стоимость проезда.
Как рассказал РБК daily начальник управления доходности и программы лояльности ФПК Дмитрий Горбатов, основное отличие такой системы ценообразования в том, что пассажир будет заранее знать, в какие даты и на какую сумму повысится стоимость проезда. «Например, 10‑го, 20‑го и 30‑го числа цена изменится на определенную сумму», — уточнил он. Информацию, по словам г‑на Горбатова, можно будет получить на сайте РЖД.
По словам представителя ФПК, еще одно принципиальное отличие фиксированных тарифов от дифференцированных — более узкий ценовой коридор. Так, например, если динамическое ценообразование допускает разницу в цене в два-три раза, то максимальная скидка на билеты по фиксированным тарифам может составить 40%, а наценка — 10%. Пробная продажа проездных документов по новой схеме начнется в начале марта на поезда, отправляющиеся с 15 апреля. Речь идет «о выборочных, депрессивных направлениях», подчеркивают в компании. Как ожидается, к осени эта программа охватит все направления.
Сейчас билеты на поезда, курсирующие из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск, можно приобрести по цене, сформированной по динамической схеме. Она предполагает, что в первые дни продаж билеты продаются по минимальной цене, а затем они могут дорожать в зависимости от спроса на перевозку и конкуренции на рынке. Если спрос не появился, стоимость проезда не меняется. С 26 мая этот принцип заработает еще на десяти маршрутах из Москвы.
Андрей Рожков из «Метрополя» считает, что инициатива ФПК направлена на привлечение дополнительной выручки и увеличение пассажиропотока за счет тех, кто предпочтет железную дорогу альтернативным видам транспорта. «Думаю, что таким образом РЖД может индексировать цены на проезд. Другое дело, если государство все же согласится сделать часть билетов невозвратными, пассажиры вряд ли смогут существенно сэкономить», — говорит аналитик.
ФПК систематически предлагает различные программы, стимулирующие пассажиров покупать билеты в купе, СВ и люкс. Недавно оператор выпустил совместную с банком ВТБ24 кобрендинговую карту с бонусной программой, а летом прошлого года предложил услугу микрокредитования, позволяющую приобрести билет в кредит. Согласно годовому отчету ФПК, маркетинговые акции пользуются спросом среди пассажиров. Например, в 2011 году ими воспользовались 14,1% от общего числа пассажиров (51% в дерегулируемом секторе).