Борьба за три процента
Всемирный банк (ВБ) пересмотрел прогноз по ВВП России: по уточненным данным, в этом году он понизится с 3,6 до 3,3%, а в следующем с ожидаемых ранее 3,9 до 3,6%. Причинами ухудшения прогноза послужили возможное падение цен на нефть, нестабильность в Европе и отсутствие серьезной экономической активности. Российские чиновники, впрочем, пока верят, что темпы роста могут быть и выше — до 4,3% в 2014 году. Пессимистичнее всего настроены отечественные эксперты: они сомневаются, что темпы экономического развития превысят планку в 3%.
Всемирный банк (ВБ) прогнозирует снижение экономического роста в России: если раньше в организации предполагали, что ВВП вырастет на 3,6% в 2013 году и на 3,9% в 2014 году, то сейчас, согласно уточненным данным, эксперты дают прогноз в 3,3 и 3,6% соответственно. Прогноз российских чиновников выглядит гораздо оптимистичнее: Минэкономразвития ожидает роста ВВП в 2013 году на 3,6% и 4,3% в 2014 году.
ВБ аргументирует свою позицию несколькими факторами. В первую очередь возможным снижением средней цены на нефть. По прогнозам экспертов ВБ, стоимость одного барреля в этом году может упасть со 105,8 до 102 долл. Еще один фактор риска — неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. В частности, неоднозначная экономическая ситуация в еврозоне и февральские прогнозы Еврокомиссии, согласно которым экономика Европы начнет расти лишь в 2014 году. Еще одна причина, по которой ВБ снизил прогноз, — низкая экономическая активность в России, зафиксированная в конце 2012 года. Кроме того, замедлиться могут темпы роста потребления и прироста инвестиций. Восстановления прежних объемов инвестирования ВБ ожидает только к середине 2013 года.
«Всемирный банк адаптирует свой прогноз к тенденциям, которые наметились в январе. Надо сказать, запоздало адаптирует», — замечает главный эксперт Газпромбанка Максим Петроневич. По его прогнозам, экономический рост не только не превысит 3%, но может оказаться и ниже этого показателя. «Рост ВВП снизится до 2,8%. Есть ряд внутренних причин, провоцирующих эту цифру: плохой инвестиционный климат, отток капитала, который в этом году может достигнуть уровня прошлого года. Пока МЭР остановился на уровне 50 млрд долл.», — соглашается руководитель Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. В прошлом году ВВП держался за счет динамики потребления домашних хозяйств. Сейчас наметилась тенденция к замедлению товарооборота: в январе этого года по отношению к январю 2012 года уровень снизился до 3—3,5%.
«В 2012 году темпы экономического роста во многом поддерживались наращенными объемами потребительского кредитования, — добавляет г‑н Петроневич. — Сейчас темпы роста замедлятся». По мнению эксперта, единственным драйвером этого года могут стать инвестиции. «В прошлом году сложилась позитивная тенденция, когда начала расти доля инвестиций в несырьевой сектор. Непонятно пока, как долго продержится этот тренд, но если на уровне 2012 года — мы можем набрать умеренный рост», — допускает эксперт. «При создавшейся неопределенности в Европе после выборов в Италии сложно стимулировать инвестиции в российскую экономику», — заочно спорит эксперт Российской экономической школы Константин Стырин.
По прогнозу директора Центра структурных исследований Института им. Е.Т. Гайдара Алексея Ведева, рост ВВП составит 3—3,1% при условии, если сохранятся высокие цены на нефть — выше 100 долл. за баррель. Однако если цена упадет ниже этой отметки, то инфляция может подскочить до 10%, добавляет он. Чуть выше прогноз у экспертов из Экономической экспертной группы. По мнению ее руководителя Евсея Гурвича, рост ВВП не превысит 3,2%.