На крыльях деофшоризации
Миллиардер Виктор Вексельберг полностью перевел в российскую юрисдикцию свою компанию «Аэропорты регионов». Как выяснилось, самому Вексельбергу в ней принадлежит 90%, остальное – его партнерам Владимиру Кремеру и Евгению Ольховику.
Управляющей аэропортовыми активами «Реновы» компанией «Аэропорты регионов» с этого года полностью владеет российское ООО «Аэропорты-Холдинг». Оно получило 49% управляющей компании 31 декабря и довело свою долю в ней до 100%, следует из сообщения о смене аффилированного лица «Аэропортов регионов», опубликованного вчера. До этого долей владела кипрская Fulgate Consultants.
«Аэропорт-Холдинг» зарегистрирован в июне 2013 года, его основным владельцем, согласно базе ЕГРЮЛ, является миллиардер Виктор Вексельберг (около 90%). По 5% принадлежит партнерам Вексельберга по «Ренове» Владимиру Кремеру и Евгению Ольховику, 0,001% – Николаю Ульянову, директору по правовым вопросам «Аэропортов регионов».
Представитель «Реновы» отказался называть причины перевода «Аэропортов регионов» в российскую юрисдикцию, сообщив только, что после этой операции доли партнеров остались без изменения.
Кремер и Ольховик – одногрупники Вексельберга по Московскому институту инженеров транспорта, писал Forbes в 2009 году. Вместе с миллиардером они начинали алюминиевый бизнес «Реновы». Кремер, в частности, в начале 90-х организовывал экспорт алюминия в должности заместителя генерального директора «Реновы» по внешнеэкономической деятельности «Реновы». С 2007 года отвечал за сбыт в UC Rusal, а с 2008 года стал управляющим директором «Реновы». Ольховик отвечал в СУАЛе за финансы, работал в советах директоров Каменск-Уральского металлургического завода, банка «Флора-Москва», «Коми Алюминия», Запорожского алюминиевого комбината, ВСМПО. В 2010–2012 годах работал генеральным директором «Комплексных энергетических систем», в которой «Ренова» объединила энергетические активы. В 2011 году журнал «Финанс» оценивал состояние Кремера и Ольховика в $170 млн на каждого, поставив их в пятую сотню богатейших предпринимателей России.
Вексельберг с партнерами собрал самый крупный по пассажиропотоку региональный холдинг для управления аэропортами. В него входят екатеринбургский Кольцово, самарский Курумоч, нижегородский Стригино и аэропорт в Ростове-на-Дону, также идет строительство новой аэрогавани в Саратове. В прошлом году эти аэропорты обслужили около 10,4 млн пассажиров, на 8,5% больше, чем в 2013 году.
В конце 2011 года президент Владимир Путин заявил о необходимости борьбы с налоговыми злоупотреблениями с помощью офшоров, а в феврале 2013 года поручил российскому правительству разработать меры для деофшоризации российской экономики. В марте 2014 года Министерство финансов представило антиофшорный законопроект, который сейчас обсуждает правительство.
В августе прошлого года братья Аркадий и Борис Ротенберги вывели из офшоров структуру владения инфраструктурного подрядчика «Стройгазмонтаж», получив в нем напрямую 83% и 17% соответственно. В декабре Алишер Усманов завершил перевод своих крупнейших активов – металлургической компании «Металлоинвест» и сотового оператора «МегаФон» – в Россию из зарубежных юрисдикций.
Больше всего нареканий за непрозрачную структуру собственности от властей получал аэропорт Домодедово. После террористического акта в аэропорту в 2011 году Дмитрий Медведев, занимавший тогда должность президента, потребовал от правоохранительных органов найти собственников аэропорта, скрытых за офшорами. Но в ноябре 2014 года, спустя три года после трагедии, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что следствию так и не удалось найти владельцев аэропорта. Само Домодедово еще в 2013 году назвало Дмитрия Каменщика конечным бенефициаром компаний, владеющих аэропортом.
Каменщик и сейчас остается бенефициаром холдинговой компании DME Ltd, сказал РБК представитель Домодедово. Эта компания управляет активами аэропорта, которые зарегистрированы в России, все операционные компании авиаузла также являются российскими юридическими лицами, подчеркнул представитель Домодедово.