Перейти к основному контенту

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Общество ,  
0 

Россиян охватило мультиформатное потребление

Москва – первый рынок сбыта в России, который задает тон не только по уровню потребления, но и по форме. Если на Западе происходит специализация супермаркетов: Category Killers, Power Centre и т.д., то в РФ (с подачи столицы) инсталлируется главным образом модель мультиформатного торгово-развлекательного центра (ТРЦ). Если в 2000г. из общей массы вводимых торговых площадей в России моллы составляли только 50%, то сегодня – 70%.
Россиян охватило мультиформатное потребление

Лидирует в этом процессе, конечно, Белокаменная. В течение 2006г. в столице открыты 5 крупных ТРЦ площадью свыше 30 тысяч квадратных метров. Обеспеченность москвичей торговыми площадями составляет на сегодня 290 квадратных метров на 1 тысячу жителей. И через 2-3 года по этому показателю Москва догонит ЕС, прогнозирует в эфире РБК-ТВ управляющий директор "Сити Проперти Менеджмент" Дмитрий Степовой. Но нужно понимать, что это не касается регионов – в целом по насыщению торговыми площадями РФ "плетется" в конце первой сотни, говорят аналитики.

Тем временем моллы осваивают миллионники и города с населением 500 тысяч человек в регионах-донорах. При этом сетевые мультиформаты повсюду одинаковы, как McDonalds. "Концепция создана давно и одинакова во всех странах и во всех городах, - рассказывает управляющий "Мега Теплый стан" Габриеле Бертини. - В Москве, в Екатеринбурге или в Нижнем Новгороде наши покупатели получают одинаковое обслуживание". Ритейл, питание и развлечение – три кита, на которых держатся мультиформатные ТРЦ.

"Основные носители арендного бремени, конечно же, бутики - они формируют основной поток денежной массы", - поясняет Д.Степовой. Развлекательная составляющая: боулинг, кинотеатры, детские центры – всего лишь красивая приставка к ТРЦ, позволяющая повысить его популярность и реализовать какие-то амбиции владельцев. Причем для развлекающих, так называемых якорных арендаторов средняя цена аренды ниже, чем для остальных, примерно на ¼, что немудрено, ведь они формируют основной поток посетителей - "носителей денежной массы" для бутиковой зоны!

Что касается арендных ставок, то они постоянно растут. Цены в зависимости от места аренды в самом ТРЦ (этажность, близость ко входу и т.д.) различаются в разы. Но 70% находят себя между третьим кольцом и МКАДом. В регионах арендные ставки меньше – 1/6, 1/10 от московских. Что объясняется относительной дешевизной земли. К слову, дешевизна земли в регионах позволяет девелоперам экономить и на строительстве: не вкладываться в несущие конструкции, а построить одно- или двухэтажный комплекс. Архитекторы переживают, что в регионах мультиформатные ТРЦ будут выглядеть еще более чудовищно, чем в Москве.

Но потребление в России набирает обороты. У некоторых ТРЦ лист ожидания очереди на аренду расписан на несколько лет вперед. "Теоретически предусмотрено, что часть площади необходимо придерживать для более выгодного арендатора, - делится Д.Степовой. - Это описано в умных книжках, но на практике мы этого не наблюдаем". Также на практике не применяется идея прогрессивной ставки аренды в зависимости от дохода арендатора бутика, используемая на Западе. Во-первых, не так много арендаторов, готовых раскрывать свои доходы. Во-вторых, это требует административных затрат и не стоит свеч, отмечают в управляющих компаниях.

Как бы то ни было, но аналитики фиксируют снижение доходности площадей в последние годы: если в 1999г. она составляла 30%, в 2006г. - 16, и по прогнозам на 2007г. составит 15, что в любом случае неплохо. Правда, увеличивается срок окупаемости площадей: если в 1999г. он составлял 3 года, сегодня – 5,5. Эти процессы, по словам экспертов, "усложняют" ритейловый бизнес. В положительном смысле - мол, становится ритейл едва ли не более наукоемким. Например, Д.Степовой прогнозирует усиление конкуренции мультиформатных ТЦ. В то же время другие эксперты считают, что ритейл, освоившись с наиболее простым и прибыльным мультиформатом, перейдет к более узкой специализации.

Так, например, уже получили развитие специализированные ТЦ (мебель, спорттовары, электроника и бытовая техника, продукты и т.д.) - дело в том, что предоставление большого выбора товаров одной категории, но разных брендов приводит к синергетическому эффекту. Средним звеном между мультиформатом и специализированным супермаркетом являются и так называемые Category killers - как правило, это те же специализированные магазины, но помимо всего оснащенные каким-либо "якорем", как и ТРЦ. Своего рода средним звеном являются и супермаркеты формата Power Centre: более 80% их площади, в свою очередь, занимают специализированные супермаркеты, собранные под одной крышей.

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Теги

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 7 мая
EUR ЦБ: 98,47 (-0,09)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Курс доллара на 7 мая
USD ЦБ: 91,31 (-0,38)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Россияне рассказали, как часто засыпают на рабочем месте от усталости Общество, 05:26
В МИДе заявили, что задержание военного США не связано со шпионажем Общество, 05:25
Вильфанд предупредил о дожде и мокром снеге в Москве Город, 05:04
Число погибших из-за пожара в Иркутской области увеличилось до двух Общество, 05:00
Первый полет корабля Boeing на МКС с астронавтами отменили Технологии и медиа, 04:58
Швейцарский производитель мультитул решил сделать нож без лезвия Бизнес, 04:22
Вице-президент Нигерии не попал на саммит в США из-за поломки самолета Политика, 04:19
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Гладков предупредил о ракетной опасности в Белгороде Политика, 04:17
Израиль отказался не наступать на Рафах после решения ХАМАС по сделке Политика, 04:03
Посольство России ответило на пост NASA о первом американце в космосе Политика, 03:28
В Госдепе не увидели причин корректировать готовность ядерных сил США Политика, 03:02
Президент Кубы сообщил, что начал рабочий визит в Россию Политика, 02:53
Владельцы «Макфы» предложили выкупить компанию обратно Бизнес, 02:46
Представители ЕС и Великобритании не приедут на инаугурацию Путина Политика, 01:50