Хроника авиапроисшествий в СНГ в I полугодии 2004г.
Таким образом, в I полугодии 2004 г. состояние безопасности полетов по абсолютным показателям характеризуется ростом количества авиационных происшествий и катастроф по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., когда произошло 11 авиапроисшествий и 2 катастрофы с гибелью 76 человек.
В I полугодии 2004 г., пять авиапроисшествий, в том числе три катастрофы, произошли с транспортными самолетами 1-3 классов (Ил-76 – два, Ил-18 – одно, Б-737-500 – одно, Як-40 – одно). Пять авиапроисшествий, в том числе три катастрофы, произошли с вертолетами 1 класса (Ми-8 – четыре, Ка-32 – одно). Четыре авиапроисшествия, в том числе две катастрофы, имели место с легкими самолетами (Ан-2 – три, Х-32 «Бекас» – одно).
Пять авиапроисшествий произошли с воздушными судами, имеющими регистрацию Российской Федерации, по два – с судами Кыргызской Республики и Украины, по одному – с бортами Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан и Республики Узбекистан.
Как свидетельствует статистика, 62% авиапроисшествий и 64% катастроф произошли при выполнении авиационных работ вертолетами и легкими самолетами.
Хроника этих происшествий:
04.01. Вертолет Ми-8Т RA-25359 ФГУП «Комиавиатранс» Коми ТУ при заходе на посадку в безориентирной местности в сложных метеоуловиях на малой высоте задел рулевым винтом и хвостовой балкой землю. Жертв нет.
15.03. Катастрофа вертолета Ми-8 МТВ EX-905 ГП «Дамес» Кыргызской Республики при выполнении полета в горной местности в 120 км юго-западнее г.Нарын вследствие попадания вертолета в сложные метеоусловия и потери экипажем визуального контакта с землей при выполнении полета на высоте ниже безопасной. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
24.03. Катастрофа самолета Ан-2СХ RA-33596 ЧП «Пленкин» ОМТУ ЦР при выполнении захода на посадку на высоте ниже допустимой. Полет выполнялся без заявки и радиосвязи с диспетчерской из-за технической неисправности. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
07.04. У самолета Ан-2 EW-82830 ЛТК СПК «Бель» Республики Беларусь после посадки, на пробеге, произошло складывание пирамид основного шасси. Жертв нет.
17.04. Катастрофа вертолета Ка-32 RA31575 АК «Авиалифт Владивосток» Дальневосточного ОМТУ при выполнении полета по транспортировке древесины в горной местности в Республике Малайзия. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
18.05. Самолет Ан-2 UN-70276 АК «Арайавиа» Республики Казахстан, в процессе взлета вышел на закритические углы атаки и "свалился" на крыло. Жертв нет.
18.05. У вертолета Ми-8 МТВ RA-27001 АК «Вертикаль-Т» ОМТУ ЦР при выполнении транспортно-связного полета в Республике Йемен, при высадке пассажиров на режиме висения упали обороты несущего винта и произошло самопроизвольное снижение машины. Жертв нет.
29.06. Разбился вертолет Ми-8 МТВ-1 АК «ЮТэйр» Приобского МТУ при выполнении полета по обслуживанию миссии ООН в Республике Сьерра-Леоне. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
30.06. Разбился сверхлегкий самолет Х-32 «Бекас» 4L-ASA АК «Сервис Эйр» Грузии при выполнении работ по опрыскиванию лесных массивов ядохимикатами в горных районах Армении. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
Также в в I полугодии 2004г. три авиапроисшествия, в том числе две катастрофы, произошли с транспортными самолетами 1-го класса при выполнении нерегулярных грузовых и перегоночного полетов.
Хроника этих происшествий:
04.02. Самолет Ил-18 EX-005 АК «Феникс Авиэйшн» Кыргызской Республики при выполнении перегоночного рейса, в процессе захода на посадку в а/п Коломбо и выполнении полета над морем на предельно малой высоте задел водную поверхность колесами шасси, опоры шасси частично разрушились. Жертв нет.
04.03. Самолет Ил-76 ТД UR-ZVA АК «Азов Авиа» Украины в а/п Бина (Азербайджанская Республика) при выполнении грузового рейса разбился на взлете из-за ошибки экипажа, не приведшего крыло во взлетное положение. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
18.05. Самолет Ил-76 ТД 4К-AZ27 FR «Silk Way» Азербайджанской Республики в районе г. Урумчи (КНР), выполняя грузовой рейс, разбился при взлете после дозаправки. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
Два авиапроисшествия, в том числе одна катастрофа, произошли с транспортными самолетами 1-3 классов при выполнении регулярных пассажирских перевозок.
Хроника этих происшествий:
13.01. Самолет Як-40 UK-87985 НАК «Узбекистон хаво йуллари» при заходе на посадку в а/п Ташкент в сложных метеоусловиях из-за ошибки экипажа и приземления за пределами взлетно-посадочной полосы разбился о препятствия. В результате инцидента есть человеческие жертвы.
27.04. Происшествие с самолетом Б-737-500 АК «Аэросвит» Украины при выполнении взлета в а/п Шереметьево. Жертв нет.
По предварительному анализу МОК в большинстве случаев (10 АП – 71%) возникновение и развитие аварийной ситуации на воздушных судах было обусловлено отклонениями в летной деятельности экипажей. Среди главных причин инцидентов на воздушном транспорте были названы: недостаточная подготовка экипажей к полетам в сложных условиях; несоблюдение экипажами установленных параметров движения при заходе на посадку; нарушение требований руководящих документов (РЛЭ, технологии работы экипажа и др.); отсутствие должного взаимодействия в экипаже и взаимоконтроля исполнения членами экипажа предусмотренных операций; нарушение установленных правил эксплуатации воздушного судна.
В трех случаях авиапорисшествий МАК отметил неисправность авиационной техники по причинам производственного характера, в том числе из-за некачественного выполнения технического обслуживания. В двух случаях (18.05 АПБЧЖ с самолетом Ан-2 UN-70276 АК «Арайавиа» Республики Казахстан и 18.05 катастрофа самолета Ил-76ТД 4K-AZ27 Азербайджанской Республики) было установлено превышение максимально допустимой взлетной массы, что привело к выходу самолета на закритические углы атаки и сваливанию на крыло. В одном случае (30.06 катастрофа самолета Х-32 «Бекас» 4L-ASA АК «Сервис Эйр» Грузии) установлено, что выполнение рейса производилось на воздушном судне, которое не является типовой конструкцией и может быть отнесено к категории самодельных.