Выпускники бизнес-школ оправдывают инвестиции в свое образование
Порой можно услышать, что бизнес-образование в нашей стране - полная профанация и "выколачивание" денег у топ-менеджмента, люди платят большие деньги, но на их карьерном росте это никак не отражается.
"Если бы авторы этих высказываний начали вкладывать деньги в обучение пять-шесть лет назад, у них не было бы оснований задавать подобные вопросы. Образование - это наиболее эффективная сфера вложения денег. Это было верно при Конфуции, Сократе, сейчас это верно втройне", - сказал в гостях у программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ декан Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ Сергей Календжин.
Россия занимает третье место по числу аккредитованных бизнес-школ, уступая Великобритании и Франции. Лицензии на преподавание программ МВА есть более чем у 80 вузов, но реально действуют около 30 школ. Программы МВА дают навыки управления, ориентированные на обмен опытом.
Эксперты отмечают, что программы МВА становятся все более популярными в России, что обусловлено спросом со стороны самих менеджеров. Каждый третий ожидает, что по окончанию курсов он увеличит годовые доходы на 30 – 50%. Отчасти ожидания слушателей МБА оправданы. Одним диплом МВА помогает при поиске новой высокооплачиваемой работы, другим - в карьерном росте, третьи получают диплом МВА ради престижа. Например, сейчас выпускники некоторых российских вузов параллельно с дипломом о высшем образовании получают диплом МВА. "Мы на это очень странно смотрим, когда девушка в 22 года имеет диплом МВА. Здесь нет смысла получать МВА – это просто трата денег и времени", - говорит генеральный директор агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова.
Прежде всего бизнес-образование рассчитано на людей в возрасте 35-40 лет, которые твердо стоят на ногах и имеют опыт управленческой деятельности. Слушатели получают новые знания в большей степени от своих коллег по парте, а преподаватели помогают им структурировать полученный опыт. В таком случае инвестиции в получение бизнес-образования оправданы, подтверждает С.Календжин. По его словам, 52% новых слушателей (всего 500 человек) приходят по рекомендации выпускников их школы. Чтобы узнать, на сколько эффективно бизнес-образование, академия предложила своим слушателям контракт, смысл которого в том, что стоимость обучения равна 5% роста бизнеса каждого "студента", вместо нынешних 460 тыс. руб. (стоимость обучения в год).
Однако никто из "студентов" эту идею не поддержал. Очевидно, что компании получают прибыль гораздо большую, чем могли предположить преподаватели.
Надо сказать, что стоимость обучения в российских бизнес школах в разы меньше, чем на Западе. Стоимость обучения в России колеблется от 8 до 20 тыс. долл., в странах ЕС - от 40 до 70 тыс. долл., в США – от 50 до 100 тыс. долл. Цена вопроса определяется брендом школы, а также тем, что преподавательский труд в нашей стране оплачивается в разы меньше, чем за границей.