Российской туристической отрасли не хватает специалистов
Положение с кадрами во всех сегментах туристической отрасли тяжелое. И это с учетом того, что количество вузов, имеющих право готовить специалистов в этой области, более чем достаточно: 250 вузов и 36 средних специальных заведений. При этом Рособразование и Федеральное агентство по туризму совместно с представителями бизнеса решают проблемы, связанные с дефицитом и подготовкой кадров, выработав новый образовательный стандарт "туризм" (ранее эта специализация называлась социальный сервис и туризм), по которому обучается 530 человек. Это менеджмент в гостиничном хозяйстве, турагентстве, в том числе специалисты по подбору персонала в гостиничных комплексах. Об этом рассказал в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко. Но пока такое сотрудничество не может удовлетворить запросы туристско-гостиничного бизнеса.
Нужно сказать, что больше половины выпускников столичных отраслевых учебных заведений претендует на позицию менеджеров высшего звена, имея неверное представление о работе. Общая проблема всех заведений - слабая языковая подготовка и незнание современных условий гостиничного бизнеса. Поэтому зачастую турфирмы, гостиницы отказываются от молодых специалистов с профильными дипломами, предпочитая брать выпускников с хорошим языковым или техническим образованием и учить их с нуля. Что касается поваров, официантов, здесь очевиден острейший "кадровый голод". Самым эффективным учебным заведением по подготовке линейного персонала, официантов, метродотелей признан колледж гостиничного хозяйства "Царицыно" в Москве и Петровский колледж в Санкт-Петербурге, опыт которых перенимают все остальные.
"В Москве переизбыток специалистов с высшим образованием, в том числе для гостинично-туристского комплекса. Количество выпускников примерно в 2,5-3 раза превышает потребности работодателей, в то же время в столице ощущается острейший дефицит рабочих специальностей и специалистов среднего звена", - подтверждает ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин.
Однако генеральный директор Hospitality Management Group Татьяна Гостенина, основываясь на собственном опыте, убедилась, что людей с высшим образованием в гостиничном бизнесе тоже не хватает. Так, выпускники средних специальных заведений не могут работать на таких линейных позициях как ресепшн, поскольку их уровень знания языка, знание компьютерных программ не соответствует предъявляемым требованиям.
Дефицит линейного персонала и несоответствующий уровень его подготовки вызывает опасение у экспертов в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи в 2014г. Гостиниц должно быть построено примерно на 40 тыс. номеров, чтобы принять Олимпиаду. Норматив такой – примерно один сотрудник на один гостиничный номер. Это говорит о том, что нужно подготовить 40 тыс. квалифицированного гостиничного персонала, не говоря о смежных отраслях, как транспорт, общепит, экскурсионный персонал. Такой расчет представила заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия. По мнению эксперта, акцент надо сделать на повышение квалификации сотрудников, краткосрочном обучении линейного персонала. Такая подготовка должна осуществляться в тренинговых гостиницах, как на Западе, в которых одновременно работают и проходят обучение.
Но таких гостиниц у нас пока нет. Инвесторы не решаются вкладываться в строительство гостиниц с названием "тренинговая". К слову, в России инвесторы предпочитают вкладываться в строительство четырех-пятизвездочных гостиниц хотя бы потому, что расходы на строительство трехзвездочных гостиниц такие же, а рентабельность гораздо ниже.