Год непростых возможностей
Мелкие и средние предприниматели, о которых весь год рассказывал РБК, пытаются делать свой прибыльный бизнес в падающей российской экономике. И кое у кого получается.
Удалось ли вам осуществить в этом году свои планы? — с таким вопросом РБК обратился к героям рубрики «Свой бизнес». На фоне экономической и политической деградации страны ответы выглядят очень оптимистично: «Этот год был трудным для нас, но мы сделали огромный шаг в своем развитии»; «Наша компания решила использовать это время для создания новых видов продукции и выхода на новые рынки»; «Несмотря на экономические сложности, аудитория расширяется, мы готовимся к открытию по франшизе в четырех новых странах»…
Все говорят о трудностях, и почти все после этого добавляют неизменное «но».
В цифрах, правда, этот оптимизм найти труднее. По данным «Опоры России», только 10% опрошенных предпринимателей удалось получить кредит в третьем квартале 2015 года —против 23% в третьем квартале прошлого.
Но кредитование потихоньку оттаивает: во второй половине года банки снизили запретительные ставки и увеличили среднемесячные объемы предоставления средств на 15% по сравнению с первой половиной. Свыше 124 тыс. россиян открыли в этом году свое дело в статусе индивидуальных предпринимателей, что втрое больше, чем в прошлом году.
«Негативное воздействие на нас оказало снижение курса рубля и общая экономическая нестабильность»
Евгений Титус возглавил компанию «Эфкон энерджи» (торговая марка Energy8), специально созданную летом 2013 года, для продвижения литий-ионных аккумуляторов собственной разработки на российском рынке. Они активно используются в работе складской техники, приходя на смену тяжелым и менее эффективным свинцовым аккумуляторам.
В 2014 году Energy8 продала 51 накопитель, а в 2015 году надеялась продать 200 штук, увеличив выручку с 20 до 100 млн руб. Но, как рассказал глава компании, эти планы не сбылись.»Рынок сейчас переживает тяжелые времена: негативное воздействие на нас оказало снижение курса рубля и общая экономическая нестабильность, поэтому выручка выросла ниже наших прогнозов», — рассказал РБК Титус. Он не называет объем продаж по итогам года, но говорит, что его рост составил всего 10% к 2014‑му.
«Наша компания решила использовать это время для создания новых видов продукции и выхода на новые рынки, — рассказывает Титус. — Мы создали новую литий-титанатную батарею Energy8 LTO и новый накопитель для электротехники в аэропортах». По его словам, в 2016 году компания надеется выйти с новой батареей на международные рынки.
«Мы не выполнили план продаж и пересмотрели стратегию развития»
Братья Дмитрий (на фото) и Андрей Литмановичи больше десяти лет занимаются разработкой сенсорных устройств. В 2013 году они решили коммерциализировать свои разработки и создали компанию Surfancy, которая должна была начать продажи устройств, позволяющих сделать любую поверхность сенсорной. Литмановичи планировали реализовать до 8 тыс. устройств, заработав на этом более $4 млн, но таких результатов им достичь не удалось.
«Уходящий 2015 год выдался для нас достаточно сложным, — рассказал РБК Дмитрий Литманович. — Мы не достигли тех показателей по продажам, на которые рассчитывали, и пересмотрели стратегию развития бизнеса». По словам предпринимателя, продажи составили всего 2 млн руб., а первоначальный акцент на рынок розничной торговли и рекламы не оправдал себя: «Мы видим снижение активности в данном сегменте».
По словам Литмановича, сейчас бизнес осторожно экспериментирует с новыми технологиями. «Если раньше была мода на инновационность, то сейчас от технологических стартапов ждут конкретных цифр по увеличению роста продаж», — отмечает он. Поэтому сейчас Surfancy сфокусировалась на реализации пилотных проектов, чтобы собрать конкретные метрики использования своих устройств. Кроме того, было принято решение о переводе производства из Юго-Восточной Азии в Россию. Литманович говорит, что компания не отказывается от планов продажи своих разработок за пределами России, хотя отмечает настороженность при работе с российскими компаниями за рубежом. «Но на нас это влияет меньше, чем недоверие российского бизнеса при работе с российскими же технологическими компаниями», — заключает основатель Surfancy.
«Мы весьма довольны нашими результатами в 2015 году»
В ноябре 2014 года Андрей Азаров запустил мобильное приложение Aerotaxi, с помощью которого хотел помочь людям снизить стоимость поездки в столичные аэропорты и из них.
«Мы весьма довольны нашими результатами в 2015 году: нам удалось в 12 раз увеличить число активных пользователей сервиса, к концу этого года мы выполним более 33 тыс. трансферов со средним чеком в 850–900 руб. за поездку», — рассказал РБК Азаров. По его словам, валовый оборот сервиса составил более 25 млн руб. «Мы весьма точно спрогнозировали цифры роста, но немного ошиблись в распределении поездок по месяцам, — рассказывает предприниматель. — Оказалось, что у аэропортовых трансферов очень сильная сезонность, что дает большой скачок с мая по сентябрь и падение в октябре — ноябре». Азаров отмечает, что сокращение трафика в аэропорты осенью также связано и с запретом полетов в Турцию и Египет.
За год работы приложение Aerotaxi запущено на платформе Android (изначально был только iOS) и расширена география работы до пяти городов (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар и Симферополь), подключено к системе около 15 тыс. таксистов. «В 2016 году мы видим несколько интересных возможностей для роста, в том числе с выходом на рынки других стран», — делится планами основатель Aerotaxi.
«65% обратившихся хотели просто перепродавать мои тепловые насосы»
Предприниматель из Подмосковья Игорь Савостьянов несет альтернативную энергетику в массы. Он самостоятельно производит тепловые насосы под брендом Henk System, благодаря которым владельцы индивидуальных домов могут отапливать их за счет тепла земли. После публикации в РБК интерес к его оборудованию вырос в разы. «Я проснулся знаменитым, — рассказывает Савостьянов. — Но 65% обратившихся ко мне хотели просто перепродавать мои недорогие тепловые насосы и получить с этого прибыль».
Только 15% обратившихся к Henk System, по словам предпринимателя, хотели установить тепловые насосы в свои дома (5%) или научиться проводить монтаж такой системы (10%). В результате уровень продаж и выручка в 2015 году у Савостьянова сохранились на уровне 2014 года (около 10 млн руб.). «Возможно, это связано с тем, что покупательская способность россиян снижается, хотя это должно стимулировать покупки у отечественного производителя», — рассуждает предприниматель.
В 2015 году ему пришлось поднять отпускные цены на свои тепловые насосы на 8–12% (в зависимости от модели), хотя из‑за девальвации разница с импортными аналогами все равно только увеличилась. Также пришлось отказаться от идеи выпуска руководства «Собери насос сам». «Стоимость самостоятельной сборки оказалась не намного ниже, чем с помощью профессионалов, да и желающих оказалось совсем немного: за весь год было только два звонка, — рассказывает предприниматель. — Большинство людей мало информированы о таком способе отопления, как тепловой насос, доверие у них вызывают привычные способы: газ, дрова, солярка. Но я уверен, что со временем они обретут такую же популярность, как в Европе».
«Запрет отдыха в Египте не позволил нам выйти на прибыльность в 2015 году»
Предприниматели Алексей Зарецкий (на фото) и Станислав Сацук основали онлайн-агрегатор пакетных туров «Травелата» в 2011 году — в надежде, что жители такой северной страны, как Россия, всегда будут рады погреться на пляжах Турции и Египта.
Глава «Травелаты» рассказал РБК, что до ноября 2015 года компания развивалась по намеченному на текущий год плану, несмотря на рост стоимости туров в связи с девальвацией рубля в конце 2014 года. «Но в ноябре из‑за внезапного прекращения авиасообщения с Турцией и Египтом продажи упали на 50% относительно плана», — говорит Зарецкий. В декабре, по его словам, уже наблюдается рост относительно ноября, но на плановые показатели выйти все равно не удается: «В целом мы смогли выполнить финансовый план на 2015 год, который составляли в начале года, но только потому, что до ноября его перевыполняли». По словам Зарецкого, выручка «Травелаты» в 2015 году выросла на 45% по сравнению с 2014 годом (по оценкам РБК, до 74 млн руб.), но непредвиденная ситуация с Египтом и Турцией помешала «Травелате» выйти на прибыльность в 2015 году.
На продажу пакетных туров в Турцию и Египет в 2015 году приходилось 80% всех продаж «Травелаты». «Невозможность отправлять туристов на эти курорты — сильный удар для нас», — отмечает Зарецкий. Он надеется, что в ближайшем будущем, после устранения всех замечаний по уровню безопасности, Египет снова станет доступным для российских туристов, а Турцию смогут частично заменить курорты Греции и Кипра. «Но какой‑то существенной доли клиентов, неготовых переориентироваться на другие направления, мы все равно недосчитаемся», — полагает глава «Травелаты». Зарецкий отмечает, что доверие россиян к онлайн-бронированию туров в 2015 году выросло: сейчас 85–90% броней совершается в «Травелате» онлайн против 70% год назад.
«Мы были бы благодарны президенту и правительству, если бы они перестали играть в войнушку»
В декабре 2013 года трое предпринимателей Сергей Кузнецов, Богдан Кравцов и Тимур Кадыров(на фото слева направо)открыли в Москве квест «Психиатрическая больница», который быстро стал популярным. К осени 2014 года благодаря новым квестам и продаже франшизы в регионы оборот их стартапа «Клаустрофобия» достиг 20 млн руб. в месяц.
«По итогам 2015 года выручка сети составит около 500 млн руб., а нашей компании — 100 млн руб., — рассказал Кравцов РБК. — Обе суммы укладываются в наш прогнозный диапазон, но росту сильно мешало то, что в целом население России сильно обеднело за последний год». По словам предпринимателя, если в первой половине 2015 года индустрия стремительно пополнялась новыми квестами, то к концу года рынок пресытился, и низкокачественные игроки сейчас закрываются.
«Несмотря на экономические сложности, аудитория квестов расширяется, мы запустили ролевую игру в реальности «МСК-2048» и готовимся к открытию квестов по франшизе в четырех новых странах, — рассказывает Кравцов. — Все больше российских бизнесменов предпочитают вкладываться в квесты за рубежом, а не в России. Мы были бы благодарны президенту и правительству, если бы они перестали играть в войнушку и создавать проблемы в экономике страны».
«Мы изменили стратегию и привлекли новые инвестиции»
Предприниматели из Самары Роман Косточка (на фото) и Павел Дмитриев в 2013 году запустили Coursmos — онлайн-сервис образовательных курсов продолжительностью не более 15 минут. Они надеялись, что одни пользователи будут делать короткие уроки в различных областях знаний, а другие — платить $1–10 за их просмотр на Coursmos.
«Мы провели пробные продажи по первоначальной модели монетизации и увидели, что не сможем обеспечить плановый рост выручки и быстрое масштабирование компании на мировом рынке», — рассказал РБК Косточка. В Coursmos решили пересмотреть стратегию и расширили платформу: теперь авторы могут публиковать на платформе не только микрокурсы, но и видео с камеры ноутбука, прикладывать презентации и любые другие документы. «В декабре 2015 года мы запустили обновленную открытую платформу по передаче и монетизации знаний, — говорит Косточка. — Теперь для любого курса можно сделать тесты на проверку знаний, опросы и сертификаты. Мы добавили социальные функции: авторы курсов могут увидеть профиль каждого студента, пообщаться с ним с помощью внутреннего мессенджера. Студенты могут участвовать в дискуссиях к курсам, подписываться на обновления авторов и курсов, составлять свою программу обучения».
Переработка продукта потребовала новых инвестиций: их общая сумма увеличилась вдвое и достигла $1,3 млн (инвесторами выступили Altera Investment Fund и бизнес-ангел Евгений Медведников). Число курсов на платформе за 2015 год возросло в 25 раз (до 36 тыс.), а число обучающихся — в четыре раза, до 1,5 млн. «Результаты по монетизации за первые 20 дней работы новой платформы оказались выше наших ожиданий: по предварительным заявкам и контрактам, которые сейчас находятся в стадии подписания, мы значительно превзошли результаты по суммарной выручке старой платформы за шесть месяцев работы», — говорит Косточка, не раскрывая конкретных цифр.