Эксперты: Законы об экстремизме и ФСБ не соответствуют евростандартам
В декабре 2011г. Парламентская ассамблея Европы направила Венецианской комиссии запрос на мониторинг пяти законов. В марте 2012г. комиссия раскритиковала три закона - "О политических партиях", "О выборах депутатов Госдумы" и "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях". Теперь пришел черед законов "О ФСБ" и "О противодействии экстремистской деятельности".
В конце прошлой недели комиссия опубликовала заключение, в котором отмечается, что российским властям необходимо создать "механизмы для предотвращения политического притеснения" и обеспечения управления ведомством, отделяющим ФСБ от "политических злоупотреблений". Спецслужбы нуждаются во внешнем контроле. Президент и правительство не могут претендовать на данный статус, полагают эксперты. Российская прокуратура также не способна обеспечить должный контроль, так как надзорное ведомство является частью исполнительной власти и находится в жестком иерархическом подчинении. Судьи с трудом пересматривают решения ФСБ, так как на служителей Фемиды исключительно сильно воздействуют аргументы о "национальной безопасности".
Европейских экспертов беспокоят решения, которые ФСБ выносит в отношении граждан, в частности в связи с объявлениями в Интернете о намерениях совершения терактов. Профилактические меры могут привести к самоуправству, полагают в комиссии. Особенно в ВК обеспокоены практикой "официальных представлений", направляемых ФСБ частным компаниям и некоммерческим организациям для "устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ". Аналогичные трудности создают и представления, закрепленные законом о противодействии экстремизму. Способы борьбы с терроризмом в комиссии считают проблематичными, а нормы закона могут быть использованы во вред интересам граждан по причине "широких и нечетких" формулировок. В ВК уверены, что предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности, которые распространяются на сферу свободы объединений и выражения мнений, должны выносить суды.
В комиссии с обеспокоенностью восприняли информацию о ликвидации СМИ за "экстремистскую деятельность" или "распространение экстремистских материалов". По некоторым сообщениям, закон об экстремизме часто используется против организаций и лиц, которые критикуют правительство, отмечают наблюдатели. Эксперты считают запутанной норму об ответственности СМИ за "заведомо ложное обвинение в экстремистской деятельности лица, замещающего государственную должность" и предлагают российским властям привести с европейскими стандартами положение, согласно которому чиновников можно критиковать больше, а не меньше, чем рядовых граждан.