Лента новостей
Проект первой частной дороги из России в Китай подешевел на 120 млрд руб. Бизнес, 12:48 В школах Воркуты из-за метели отменили занятия Общество, 12:47 Арсен Венгер анонсировал возвращение в футбол после годичного перерыва Спорт, 12:47 Тереза Мэй расплакалась во время объявления об отставке Политика, 12:47 Как открыть мультиязыковой контактный центр за пять шагов Pro, 12:46 Владелец UFC решил провести IPO Бизнес, 12:46 Президент Туркмении поручил мэрии бороться с нашествием бабочек в столице Общество, 12:39 5 практических кейсов: как большие данные могут поддержать бизнес РБК и МегаФон, 12:36 Сеть Ethereum станет безопаснее: основатель проекта предложил решение Крипто, 12:30 Renault Arkana: первое знакомство с российским кроссовером Авто, 12:27 Сделавшего пластическую операцию после хищения ₽20 млн мужчину арестовали Общество, 12:25 Не только Brexit: главные шаги Терезы Мэй в политической карьере Политика, 12:20 Сбербанк снизит ставки по ипотеке Финансы, 12:18 Обвиняемый в шпионаже американец Уилан заявил об угрозах от капитана ФСБ Общество, 12:15
Общество ,  
0 
Россия занимает 12 место в мире по объему потребления лекарств
Аптечные ритейловые сети в России продолжают развиваться высокими темпами, хотя в прошлые годы рост этого рынка был интенсивнее. Теперь основной рост сетей происходит за счет регионов.

По объему потребления готовых лекарственных средств Россия занимает 12 место в мире и шестое место в Европе. Заместитель генерального директора DSM Group Владимир Аверин, выступивший в программе «В фокусе» телеканала РБК, сказал, что рынок фармацевтических товаров, который в 2005 году составил 9 млрд долларов в розничных ценах, продолжит свой рост. На рост рынка, по словам эксперта, влияют два основных фактора – это введение программы ДЛО и бурный рост парафармацевтических товаров (БАД, косметика). Доля парафармацевтических товаров в аптечных сетях, по подсчетам эксперта, составляет 50%.

Выводы специалиста подтверждает практика. «В сети "36,6" парафармацевтические товары составляют 50% продаж, и эти товары будут увеличивать долю», - говорит директор по развитию бизнеса ОАО «Аптечная сеть 36,6» Олег Аникин. Специалисты говорят, что выгода продажи парафармацевтики в том, что она продается за полную стоимость, даже тем, у кого есть льготный рецепт. Кстати, рост интереса к парафармацевтике определяет и динамику аптечных форматов. Так, на парафрмацевтику делает ставку стандарт самообслуживания, поскольку открытая выкладка способствует продаже не только лекарств, за которыми приходят покупатели, но и сопутствующих товаров, а закрытая форма торговли не предполагает спонтанных покупок из-за небольшого ассортимента товаров. Участники аптечного рынка также указывают на более высокую прибыльность стандарта самообслуживания.

Помимо продажи лекарств, товаров медицинского назначения и парафармацевтики, крупные аптеки предлагают дополнительные услуги — к примеру, такие, как измерение артериального давления, врачебные консультации, диагностика зрения. Но пока сектор услуг активно развивается крупными сетями, особенно в регионах, там, где нужно привлечь нового покупателя.

Сегодня крупнейшие аптечные сети позиционируют себя в двух сегментах рынка - middle и middle-up. В ценовой категории ниже среднего действует большая часть региональных аптечных сетей, но, по словам Владимира Аверина, настоящий сектор дискаунтера не представляет сегодня ни одна из аптечных сетей. В классе premium работают единичные аптеки, сети же стараются лишь держать часть vip-ассортимента.

Сегодня все аптечные сети можно разделить на три группы: государственные аптечные сети, частные сети и брендовые аптечные сети. Доля аптечных сетей составляет 64% на рынке страны, а к 2008 году, предположительно, может достичь 80%. В этих условиях единственным способом выживания отдельных аптечных предприятий становится объединение их в ассоциации, что отчасти решает их логистические проблемы.

По словам коммерческого директора аптечной сети «Ригла» Сергея Грачева, опыт сотрудничества его компании со своим поставщиком показывает, что рознице сегодня прежде всего выгодно избавиться от логистических функций. Поставки в аптеки через одного основного дистрибьютора дают существенные преимущества в формировании и обновлении ассортимента, позволяют заметно улучшить обмен информацией между компаниями и минимизировать инвестиции аптечной сети в логистическую инфраструктуру. Розница и дистрибьютор совмещают маркетинговую деятельность. Кроме того, основной дистрибьютор обеспечивает формирование заказов и доставку в сеть товаров остальных поставщиков, выполняя функции распределительного центра и при этом гарантируя единые стандарты сервиса.

Аналитики отмечают, что ассортимент многих аптечных сетей сегодня схож и чтобы как-то выделиться среди конкурентов некоторые сети внедряют private lablе, например, как сеть "36.6". Олег Аникин видит это стратегическое направление одним из ключевых факторов роста аптечных сетей. Большой объем заказов товаров под своим брендом позволяет продавать фармацевтику на 30% дешевле аналогичных в других розничных точках. Первыми товарами сети "36.6" стали пластыри, презервативы, влажные салфетки и зубная паста. Есть и продукция, произведенная по оригинальным формулам "36,6", например, зубная паста с витамином С. По словам О. Аникина, сеть может обеспечить товарам под собственным брендом лучшее соотношение цены и качества, а практика западных аптечных сетей подтверждает, что private lablе могут составлять более 50% ассортимента сети. Private label выгоден и производителям – для них это еще и возможность загрузить недозагруженные мощности, а аптечная сеть, благодаря большим объемам поставок, в итоге получает достаточно привлекательные цены.

Как замечают специалисты, сегодня аптеками, как правило, насыщены города-миллионники. В Москве, например, на одно аптечное помещение приходится 2900 человек, в Екатеринбурге – 3500 человек, но есть в России и районы, где до сих пор на одну аптек приходиться свыше 5 тысяч человек. Поэтому сетям есть куда расти. Впрочем, выход в регионы аптечных сетей не всегда проходит успешно. Часто варягам противостоят местные сети, иногда «гостям» ставят препоны в виде создания местной сети муниципальных аптек. Так, в Новосибирске создана «Новосибирская аптечная сеть». В Московской области идет формирование областной аптечной сети.

Эксперты говорят, что слияния и поглощения произойдут не только в регионах, они не исключают приход на российский аптечный рынок крупного иностранного игрока. В качестве одного из претендентов специалисты называют крупнейшие розничные сети «Бутс» и «Альянс ЮниКем», которые недавно объявили о своем слиянии, создав одну огромную структуру по всей Западной Европе». Интересно, что «Альянс ЮниКем» уже купил 96% акций российского фармдистрибьютора «Аптека Холдинг». Сумма сделки, согласно сообщению компании, составила 18 млн фунтов стерлингов. Следующей компанией, на которую может обратить внимание слившийся зарубежный союз, может стать фармхолдинг Natur Produkt (NP), который активно меняет название своей аптечной сети на «Здоровые люди».