Эксперты обсуждают франчайзинг
Компания, которая строит бизнес с нуля, всегда рискует. Ведь более 80% созданных предприятий сворачивают свой бизнес в течение пяти лет. Те, кто работает по франшизе, терпят неудачу в 4 раза меньше. Основной девиз франчайзинга: вести бизнес самостоятельно, но не быть одному.
Отношения строятся между франчайзером (лицо, которое продает свою торговую марку, бизнес-схему) и франчайзи (лицо, которое выплачивает франшизную плату за право ведения своего бизнеса по образцу чужого).
За право осуществлять экономическую деятельность (франшизу) франчайзи платит франчайзеру временный паушальный взнос (единовременное вознаграждение за вход в бизнес) и роялти (периодические отчисления за право использования его торговой марки).
В зависимости от видов франчайзинга франчайзи получает апробированную модель ведения бизнеса: описание бизнес-процессов, стандарты на ремонт помещений, оснащение его торговым оборудованием, обучение персонала, централизованные поставки товаров с распределительных логистических центров франчайзера.
В условиях усиливающейся конкуренции подобная модель ведения бизнеса интересна обоим участникам. Франчайзер имеет возможность сохранить место на рынке, а франчайзи - развивать свой бизнес с нуля. "Банки охотнее идут кредитовать франчайзи, у которых на руках имеется франчайзинговый договор, потому что знают, что бизнес успешный и риск потерять бизнес у франчайзи меньше, чем если бы он действовал самостоятельно", - сказал в эфире программы "Капитал" на РБК-ТВ исполнительный директор по франчайзингу ТД "Копейка" Андрей Кондратюкин.
Но франчайзи не стоит забывать и о рисках ведения такого бизнеса, считает старший научный сотрудник Института государства и права РАН Елена Васильева. Во-первых, франчайзи утрачивает самостоятельность при продвижении на рынок: он должен абсолютно копировать оригинал. А во-вторых, франчайзер может расторгнуть договор с франчайзи, усмотрев какое-то нарушение с его стороны.
Как и в любом бизнесе, во франчайзинге есть свои подводные камни, например, продавец может не озвучить все условия, которые сопровождают покупку франшизы. "Допустим, рекламное участие по продвижению марки может быть достаточно обременительным для франчайзи, или повышение квалификации персонала, как некий стандарт, который стоит дополнительных денег. Здесь много нюансов, на которые следует обращать внимание, но они в документах выливаются наружу, их нужно увидеть", - дает совет потенциальным франчайзи заместитель директора Школы профессионального франчайзинга Любовь Осташова.
Как правило, все те условия бизнеса, которые не озвучиваются франчайзером, прописываются в договорах. В худшем случае покупатель франшизы может заключить договор с псевдофранчайзором.
«Заведомо проигрышным может быть франчайзинговый бизнес, если франчайзер придумал бизнес, но не хочет рисковать деньгами в его развитие, а хочет опробовать его на франчайзи. Если получится, то будет хорошо. Не получится - тогда франчайзер поймет за ваши деньги, что его бизнес неуспешный", - говорит директор по развитию сети клубов World Class Дмитрий Коробейкин.
Потенциальный покупатель франшизы может ознакомиться с основами бизнес-процессов франчайзера, но та часть информации, которая составляет коммерческую тайну, для него закрыта. "Это своего рода защита интеллектуальной собственности. В российской практике полно случаев, когда люди начинали работать по франчайзингу, а затем разрывали договор и делали свою сеть", - пояснил А.Кондратюкин.
Есть и такой вариант работы по франчайзинговой системе, когда франчайзи поиграл в бизнес, заработал деньги, а затем перепродал своему партнеру-франчайзеру.