Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Переехать в небоскреб: чего ожидать от жизни в «Москва-Сити» Партнерский материал, 03:45 ИГ взяло на себя ответственность за двойной теракт в Багдаде Политика, 03:41 Генерал-губернатор Канады ушла в отставку из-за «атмосферы токсичности» Политика, 03:19 В сенате предложили отложить рассмотрение импичмента Трампа до февраля Политика, 03:08 Конгресс США разрешил Ллойду Остину занять пост главы Пентагона Политика, 02:39 Сколько можно накопить за 10 лет. Калькулятор РБК и Сбер, 02:32 Производители предложили сетям пустить в продажу картофель «экономкласса» Бизнес, 02:27 В Москве сняли часть ограничений по коронавирусу Общество, 01:44 Исторический экскурс в мир бытовых катастроф ХХ века РБК Стиль и LG ThinQ, 01:15 Байден поручил разведке изучить отравление Навального и кибератаку на США Общество, 01:03 Суд отказал Parler в иске к Amazon Технологии и медиа, 00:51 В Белом доме подтвердили планы продлить СНВ-3 на пять лет Политика, 00:39 Время эффективности: как продлить срок службы коммерческого транспорта РБК и Gazpromneft, 00:27 Посольство России в Албании ответило на обвинения в адрес дипломата Политика, 00:12
Пандемия коронавируса ,  
0 

Концепция онлайн-присутствия. Как живут закрытые в пандемию музеи

Музеи федерального подчинения закрылись вслед за московскими. В каком режиме будут работать главные музеи столицы до 15 января, выяснял РБК
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Федеральным музеям сначала запретили проводить временные выставки и другие мероприятия, но разрешили оставить открытыми основные экспозиции. Но в соответствии с приказом Министерства культуры от 13 ноября им было приказано полностью приостановить работу с 16 ноября по 15 января. В условиях новых ограничений музеи пытаются внедрять альтернативные методы работы.

Власти решили закрыть на карантин все музеи Москвы
Общество
Фото:Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Третьяковская галерея

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала РБК об изменениях в работе музея после введения новых ограничений и отметила огромный интерес посетителей перед закрытием:

«Я могу сказать, что в среду и четверг, 11 и 12 ноября, мы наблюдали очень серьезный прирост посетителей наших временных выставок. В особенности выставок в Инженерном корпусе. Это выставка Сары Дмитриевны Лебедевой, великой женщины-скульптора, и Марии Якунчиковой-Вебер. Потому что, прочитав о том, что экспозиции закрываются, люди, которые хотели посмотреть эти выставки, просто немедленно отложили в сторону какие-то дела и пришли к нам, хотя мы соблюдали все ограничения и не пускали больше того количества людей, которое мы имеем право принять».

Трегулова говорит, что в весенний карантин музею была оказана помощь: правительство и Министерство культуры обеспечило с помощью очень серьезных денежных траншей возможность сохранить трудовые коллективы, никого не уволить и «выплачивать людям ту зарплату, которую мы им должны платить».

Собянин заявил о «сглаживании» ситуации с коронавирусом в Москве
Общество
Фото:Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Директор галереи также отметила, что за весенний локдаун музей постарался максимально оперативно освоить доступные онлайн-форматы. «Мы невероятно нарастили объем своих онлайн-программ. В частности, когда музей уже был закрыт для посетителей, но мы еще могли приходить на свои рабочие места, сняли огромное количество материалов, работая почти 24 часа в сутки. Для того чтобы потом, на протяжении этих трех с половиной месяцев, выпускать самые разнообразные онлайн-программы, включая 17 выпусков серии «Истории одного шедевра»; включая два прекрасных фильма: «Третьяковка с Сергеем Шнуровым», «Третьяковка с Константином Хабенским». Мы невероятно нарастили наше присутствие онлайн и наше присутствие на YouTube. Просмотры нашего канала достигли 3,6 млн человек».

Одной из главных задач Трегулова называет необходимость изменения выставочных планов на 2021 год. «Придется отложить открытие тех выставок, которое было намечено на декаду этого года. Это выставка «Русский романтизм» в западном крыле Новой Третьяковки, которая должна была открыться в начале декабря. И долгожданная для всех нас выставка Роберта Фалька, открытие которой было запланировано на 22 декабря, но мы переносим открытие этих выставок на тот срок, когда закончатся данные ограничения. Посмотрим, сможем ли мы смонтировать с тем, что есть, чтобы, может быть, в декабре открыть их онлайн», — говорит директор Третьяковской галереи.

Театры и кино в Москве обязали сократить продажи билетов
Общество
Фото:Лев Власов / SOPA / ZUMA / ТАСС

Государственный музей Востока

В Музее Востока были готовы к переходу в онлайн, так как понимали, что вторая волна COVID-19 может привести к новому закрытию, рассказал РБК заместитель генерального директора по информационным технологиям музея Владимир Аветисян. Сейчас музей показывает онлайн-лекции и онлайн-экскурсии, которые проводит экскурсовод в Zoom «с полной обратной связью», отметил Аветисян. По его словам, Музей Востока монетизирует оба формата.

«Нельзя рассматривать это как успешную альтернативу прямо сейчас, потому что потенциальный зритель еще не привык к такому формату взаимодействия и не привык, что за контент нужно платить. Но если на первые наши мероприятия была не очень высокая посещаемость, то сейчас мы наблюдаем тенденцию, что платных билетов становится все больше и больше. В долгосрочной перспективе это имеет большой потенциал. Особенно учитывая то, что раньше наши лекции не транслировались вообще и был определенный запрос из регионов и из-за рубежа. Сейчас подключаются те, кто раньше не мог попасть онлайн», — рассказал заместитель генерального директора.

Аветисян также отметил, что незадолго до карантина в музее открылась выставка японской керамики, из-за ограничений она принимала посетителей всего два дня. Кроме того, не успела начаться выставка турецкой керамики, конец монтажа которой планировался вскоре после введения ограничений. «У нас планировалась достаточно большая, амбициозная выставка Александра Васильева в музее, и часть предметов он должен был привезти из-за рубежа. Но в связи со всеми ограничениями эта выставка переносится на следующий год: какой смысл открывать физически эту выставку в декабре в музее, если до 15 января музеи закрыты точно», — сказал он.

Главной проблемой, по словам Аветисяна, остается планирование новых экспозиций: пока в онлайн вышло то, что было готово к демонстрации в залах еще до введения ограничений.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

В Пушкинском музее с 16 ноября по 15 января должны были открыться выставки «Хранители. Братство ключа» и «Святослав Рихтер. Я вижу музыку». Первая перенесена на январь, вторая отменена, рассказали РБК в пресс-службе музея.

«Уже весной, в начале первого локдауна, мы поняли, что необходимо менять сроки открытия выставок, и договорились с нашими партнерами о переносах. Было перенесено пять выставок: «Хранители. Братство ключа», «Джузеппе Арчимбольдо и его время», «Билл Виола», «Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе», выставка современной графики из собрания Центра Помпиду. Мы также договорились с зарубежными партнерами о новых сроках», — рассказали в музее.

Сейчас ГМИИ им. Пушкина разрабатывает «новую концепцию онлайн-присутствия». В пресс-службе рассказали, что там сфокусированы на бесплатном доступе зрителей к онлайн-контенту музея и рассматривают спонсорскую модель как наиболее перспективную форму монетизации: «Мы создаем качественный и бесплатный контент с большим охватом и вызываем интерес спонсоров». Пушкинский музей проводит некоторые онлайн-программы платно, сейчас прибыль от них составляет около 100 тыс. руб. в месяц.

«Закрытие музея и полный перенос взаимодействия с посетителями в интернет-пространство стали толчком для создания новых онлайн-форматов, которые музей объединил на платформе #НаединесПушкинским. За это время были максимально задействованы силы научных сотрудников и подготовлен контент для различной аудитории, а также использованы все доступные площадки — социальные сети, сайт музея, YouТube, Zoom», — рассказали в Пушкинском. Во время первого локдауна в музее открылись две онлайн-выставки, три мультимедийных проекта и 200 онлайн-сессий. По информации пресс-службы, общий охват аудитории онлайн-проектов составил около 7 млн человек.

Московские елки столкнулись с пониженным спросом на поредевшие билеты
Общество
Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

Исторический музей

Онлайн — единственная форма связи с посетителями и в первую волну пандемии, и сейчас, отмечают в пресс-службе Государственного исторического музея. За лето был разработан платный контент — лекции и экскурсии, — в создание которого вовлечены сотрудники фондовых отделов, кураторы выставок. Работа над онлайн-контентом позволила не отправлять в простой экскурсоводов, отметили в музее.

«Мы продаем онлайн-лекции, подготовили специальные предложения по новогодним подаркам от Исторического музея, работает интернет-магазин. На сайте музея можно приобрести билет с открытой датой до конца следующего года по специальной цене, а также поддержать музей, сделав пожертвование на сайте», — рассказали в пресс-службе Государственного исторического музея. Там добавили, что заработок от онлайн-контента «пока достаточно небольшой, все-таки с посещением музея вживую онлайн-формат несравним». Музей также недавно завел официальный аккаунт в TikTok.

На время карантина одни сотрудники Исторического музея переведены на удаленную работу, другие вынужденно отправлены в простой — кассиры, смотрители, продавцы. В пресс-службе отметили, что сейчас на экспозициях проводятся технические работы, а сотрудники оцифровывают музейные предметы. «Эти работы в присутствии посетителей проводить невозможно. Так что в любых минусах, стараемся искать плюсы», — рассказали в пресс-службе.

Из-за ограничений четыре выставки Государственного исторического музея перенесли на весну-лето 2021 года: «Придворный костюм из Государственного Эрмитажа», «Викинги», совместный российско-германский проект «Железный век» и «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания музеев Италии». С начала года музей отменил одну только выставку — «Ленин» — в период весенних ограничений.