В России, как и в мире, падает спрос на предметы роскоши
Российский рынок на протяжении долгого времени занимает четвертую позицию по величине и одним из самых быстрорастущих рынков предметов роскоши в мире. Однако и он не смог устоять перед мировым финансовым кризисом, передает Reuters. Как отметил генеральный менеджер Mercury (крупнейшей в стране компании, торгующей товарами luxury) Александр Реебок, российские покупатели начали постепенно сокращать свои расходы на предметы роскоши, в том числе на одежду известных дизайнеров.
"Вообще, мы имеем дело с довольно богатыми людьми, которые продолжают покупать товары класса люкс, даже несмотря на кризис, но, тем не менее, в последнее время спрос начал снижаться", - отметил он. А.Реебок при этом заметил, что начали постепенно падать и объемы торговли в ЦУМе, который также принадлежит компании.
Так, уже с середины октября продовольственный зал ЦУМа, обычно полный обеспеченных покупателей, пуст. Горы черной икры и лобстеры лежат в холодильниках нетронутые. "Объем продаж в некоторых магазинах действительно снижается. Обычно продажи растут по сравнению с предыдущим годом. В этом году, возможно, не будет значительного роста, а в некоторых магазинах результаты даже могут оказаться ниже прошлогодних", - сетует генеральный менеджер Mercury.
Правда, при этом А.Реебок добавил, что спад начал ощущаться только в последние несколько недель. Здесь стоит отметить, что большая часть рынка роскошных товаров сконцентрирована в Москве, заполненной дизайнерскими магазинами: на столицу приходится около 85% всех продаж. По словам Александра Реебока, ближе к Новому году объем продаж может слегка вырасти, но на 2009г. прогнозы давать пока трудно.
Опрошенные "РБК-daily" эксперты отмечают, что рынок роскоши претерпел значительные изменения: люксовые товары стали покупать меньше. Так, гендиректор нью-йоркского Luxury Institute Милтон Педраза считает, что финансовый кризис сделал избыточные траты неприличными, при этом обладание вызывающе дорогими вещами даже может причинить вред. "Даже богатые люди потеряли деньги, причем в России тоже, — сказал Милтон Педраза "РБК daily". — Теперь они потянулись к классике, изменив брендам". По данным совместного исследования Elite Traveler и Prince & Associates, 76% семей с доходом 1—10 млн долл. заявили, что намерены тратить на предметы роскоши меньше.
"Этот цикл продлится еще год или полтора, — считает Милтон Педраза. — Кризис заставляет богатых быть скромнее". Эксперт утверждает, что обеспеченные люди стали чаще покупать массовые товары. Например, вместо мобильного телефона за 10 тыс. долл. теперь берут обыкновенные iPhone, оранжевой Lamborghini предпочитают голубую BMW, а многофутовую яхту заменяют небольшим и экологичным судном. Перемены коснулись и одежды: пускать пыль в глаза стилем "я богат, но небрежен" стало менее выгодно, чем "я надежен и консервативен".
Высокие арендные платежи и снижение покупательного спроса, по данным экспертов, уже в ближайшее время сильно ударит по магазинам luxury-индустрии и менее дорогих брендов. В Санкт-Петербурге уже начали закрываться магазины известных торговых марок. Так, магазины Women Secret, Colours and Beauty и Springfield покинули помещения на углу Невского проспекта и улицы Марата, а OGGI закрыл представительство на Невском, 46. По мнению экспертов, в ближайшее время этот процесс перекинется на Москву. Очень вероятно, что той же Mercury в ближайшее время придется закрыть ряд своих магазинов и ждать лучших времен.