Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Строящиеся в «Москва-Сити» объекты пока элемент тщеславия, а не бизнеса

Фото: РБК
Фото: РБК

В конце лета O1 Properties разместила облигационный заем. О том, на что пойдут вырученные средства, о запросах арендаторов и конкурентах по офисному бизнесу корреспонденту РБК daily АНАСТАСИИ ДУЛЕНКОВОЙ рассказал председатель правления O1 Properties ДМИТРИЙ МИНЦ.

Три года до рейтинга

— В начале августа вы разместили облигационный заем...

— Есть такое.

— Зачем вам это надо?

— До облигационного займа у O1 Properties были только банковские кредиты. Благодаря размещению мы диверсифицировали источники фондирования бизнеса.

— А вы подошли к этому сейчас, то есть раньше не рассматривали такую возможность?

— Такую возможность мы рассматривали давно и работали над получением кредитного рейтинга. Для этого нужно иметь определенную историю. O1 Properties — молодая компания: нам исполнилось три года только в августе, и еще в прошлом году рейтинговые агентства не очень хотели с нами работать. А уже в этом году мы получили рейтинг S&P на уровне В+ со стабильным прогнозом.

— Как вы оцениваете размещение?

— Это был наш первый опыт, и я оцениваю его как вполне удачный: общий спрос на бумаги превысил номинал займа 6 млрд руб. Разместились в полном объеме, на комфортных для нас условиях.

— В итоге 2013 год вы расцениваете как потенциально хороший для размещения облигаций?

— Для размещения облигаций в целом — да.

— Как вы хотите распорядиться этими деньгами?

— Средства от выпуска облигаций мы планируем направить на снижение доли банковских кредитов в долговой нагрузке и дальнейшее развитие компании.

— Но специально под заем объекты для сделок не смотрите?

— Специально нет.

ТОРГ НЕУМЕСТЕН

— При оценке вы показываете инвесторам текущий денежный поток?

— Конечно. Поток арендных платежей — основа нашего бизнеса.

— Он у вас растет?

— Да, благодаря двум факторам. Во-первых, росту заполняемости наших бизнес-центров и поступлению платежей по истечении rent-free периода 7—8 месяцев по договорам, которые были заключены в 2012 году на новых объектах, например Vivaldi Plaza. Во-вторых, денежный поток автоматически растет на уровне 3—5% в год благодаря индексации ставок, которая заложена во все наши арендные договоры.

— Поправка на инфляцию?

— В целом логика инфляционная. С другой стороны, мы работаем на рынке с привязкой к доллару. В России всегда был концептуальный спор между арендаторами и арендодателями, что принимать за инфляцию. Есть «консенсусная» цифра, которая к инфляции не привязана, но на нее похожа, — в диапазоне около 3—5% в год. Поскольку мы работаем по долгосрочным договорам сроком 7—10 лет, нам особенно необходимо учитывать эти риски.

— Клиенты с вами сильно торгуются?

— Торгуются ли с нами арендаторы, когда договор подписан? Ответ отрицательный. Договор аренды — один из самых защищенных правовых институтов в нашей стране. Если он правильно составлен, зарегистрирован и подписан, очень сложно его не исполнять что с одной стороны, что с другой. Ни у кого нет возможности его пересматривать.

— А если договор пока не подписан?

— Мы четко понимаем рынок по каждому объекту: почему один стоит чуть дороже, другой — чуть дешевле. Масштаб портфеля O1 Properties дает нам возможность это мониторить. В прошлом году мы сдали в аренду порядка 120 тыс. кв. м офисных площадей, включая перезаключенные старые и новые договоры, в 2011 году эта цифра приближалась к 90 тыс. кв. м. Также в отличие от соб­ственника только одного объекта мы можем себе позволить подписывать долгосрочные договоры аренды по текущему рынку, не опасаясь, что через год ставки подрастут. Процент ежегодных перезаключений по портфелю большой, и это значит, что в конечном итоге мы не упустим рост рынка.

— Спрос на вашем рынке растет? Я имею в виду Москву, офисы класса А в хороших локациях.

— В целом спрос на офисную недвижимость сильно не растет, скорее перераспределяется между менее качественными и более качественными объектами. Кроме того, наши арендаторы — это крупные российские и международные компании, которые стабильно развиваются, формируя постоянный спрос на аренду офисов представительского класса. Поэтому спрос на наши объекты, в том числе новые, стабильно высокий. Заполняемость наших центров колеблется в районе 96—98%. В дополнение к этому арендные ставки после падения в 2008—2009 годах вновь стабилизировались и идут вверх на 3—5% в год.

— Какие сейчас средние ставки по классу А?

— Нельзя сказать, что есть какая-то средняя ставка по рынку. Это ошибка некоторых консультантов недвижимости, которые говорят, например, что «в Москве ставка в бизнес-центрах класса А 1100 долл. и мы занимаем третье место после Парижа и Лондона». Они не учитывают объемы рынка: в Москве всего три-пять зданий со ставкой 1100 долл., тогда как в Лондоне их может быть 50.

Более того, даже в классе А есть деление на подрынки. Самый дорогой сегмент — район «Маяковской» — «Белорусской», где расположены бизнес-центры «Белая площадь», Ducat Place III, «Четыре ветра». Это рынок, на котором подписываются арендные договоры по 900—1100 долл. за 1 кв. м в зависимости от этажа и площади. Второй по качеству рынок — район Павелецкого вокзала, где находятся БЦ «Аврора», Silver City, Vivaldi Plaza, — здесь ставки в районе 700—800 долл.

— То есть даже офис ФК «Открытие» у Павелецкого вокзала — это хорошо?

— Офис ФК «Открытие» расположен в очень каче­ственном здании класса А с благоустроенной территорией, которую от Павелецкого вокзала отделяет парк РЖД.

Чиновник в офисе

— Как вы думаете, ждут ли ваши клиенты рецессии в третьем квартале?

— Со времен кризиса рынок класса А ни разу не был в состоянии бума, он спокойно растет: с начала года мы уже подписали договоры на сдачу около 40 тыс. кв. м площадей. Например, Volkswagen Group расширил свои площади в нашем бизнес-центре «Кругозор». Вряд ли они бы стали это делать, если бы ждали худшего.

— Большие сделки на рынке, такие как «Роснефть» и ТНК-ВР, объединение банков и др. как-то влияют на вас?

— «Роснефть» и ТНК-ВР комментировать не готов, да и вряд ли сегодня мы могли бы им что-то предложить — у нас нет 50 тыс. кв. м свободных площадей. Основная тенденция, которая сейчас влияет на рынок, — это госкомпании и учреждения, которые раньше не были частью этого рынка, а сейчас стали смотреть на современные высокотехнологичные офисные площади в аренду. Это хорошая тенденция. Если, например, в кабинете у министра над головой висит блок кондиционера неприглядного доисторического вида — наверное, это не очень правильно. Гораздо эффективнее работать в современных бизнес-центрах. Из последних подобных сделок у нас подписан договор с ГК «Росатом» на аренду под офис в бизнес-центре Silver City. В прошлом году Евразийская экономическая комиссия выбрала Vivaldi Plaza для размещения своей штаб-квартиры.

— Крупные клиенты, особенно российские, — это капризные клиенты?

— «Капризные» — некорректное слово. Нужно понимать, что у каждой крупной компании, российской или международной, есть свои корпоративные требования: от отделки офисов и инженерии до систем безопасности. Есть арендаторы, которые стараются себя обособить: например, хотят отдельное здание. Подобный случай у нас был с одной иностранной компанией, которая не только хотела купить или арендовать одно из зданий в бизнес-центре Vivaldi Plaza, но даже просила нас построить стену на подземной парковке — переживали, что кто-то заедет на паркинг с бомбой.

— Вы идете навстречу таким просьбам?

— В пределах разумного.

— Какие-то внешние факторы, например дефицит парковочного пространства, позволяют дополнительно заработать?

— В здании должна быть парковка. Если ее нет, существенно снижается стоимость аренды. Наличие достаточного количества парковочных мест — необходимое условие. И, конечно, на парковочные места есть рыночная цена, которая слегка варьируется в зависимости от местоположения бизнес-центра.

— Сколько парковка стоит в месяц?

— В БЦ Lighthouse ставка 300—400 долл. внутри здания и 250—350 долл. снаружи. Сдано практически все.

— А на «Белорусской» в бизнес-центре «Белая площадь»?

— И на «Белорусской» все сдано.

— Почему вы не строите паркинги рядом с бизнес-центрами?

— В центре Москвы очень дорогая земля, поэтому намного выгоднее строить подземные паркинги. Но в принципе мы это делаем: рядом с БЦ «Кругозор» (метро «Калужская») построили большой многоэтажный паркинг. А в БЦ Lighthouse вообще сложилась уникальная ситуация: мы сделали паркинг прямо в бизнес-центре — со второго по пятый этаж. Мы купили это здание недостроенным, организация подземного паркинга была невозможна, поэтому мы пошли на «жертву» — определили четыре этажа под паркинг внутри здания.

Вид на кортеж

— Какое количество потенциальных объектов вы смотрите в год?

— Порядка 40—50. Это и готовые, сданные в аренду здания, и недостроенные объекты.

— Отказываетесь ли вы от каких-то сделок по своей инициативе?

— Возвращаюсь к первому тезису: 40—50 объектов смотрим и от большинства отказываемся по собственной инициативе.

— Какие у вас приоритеты при выборе объекта?

— У любого объекта есть своя экономика и, соответственно, свои проблемы. Условно, если мы рассматриваем девелоперский актив, то он в обязательном порядке должен быть с ГПЗУ, так как наша компания не готова инвестировать просто в землю даже в хорошем месте, но без градостроительных решений по нему. Это риск, которым мы не хотим управлять. В частности, наш новый девелоперский проект на улице Василисы Кожиной, о котором мы только что объявили, имеет всю необходимую разрешительную документацию. В ближайшее время там планируется возведение бизнес-центра класса А.

— Были ли в вашей практике потенциальные продавцы, к которым вы сами обращались, но получали обидный отказ?

— Ничего обидного в отказе нет. У всего есть своя стоимость, и иногда бывает так, что собственник готов продавать по цене только выше рынка.

— Кого-нибудь в Москве такая «жадность» проучила? Есть ли какой-то объект, который может служить назиданием?

— Таких объектов достаточно, но о коллегах либо хорошо, либо никак.

— А наоборот, когда привлекательность сделки была неочевидной, а потом превзошла все ожидания?

— Когда мы покупали БЦ Lighthouse, объект находился в полудостроенном состоянии. Стройка длилась с 1989 года: сначала возводили новый корпус типо­графии, потом пришел МИАН, все снес и заложил новый дом. Когда у МИАН начались проблемы, мы приобрели этот актив, а именно каркас здания с недостроенным фасадом и каким-то оборудованием. Коммерческий результат был неочевиден. Это была очень пограничная история.

— Есть еще какие-то примеры?

— Есть пример долгой сделки по покупке проекта строительства бизнес-центра на Октябрьской, 98. Половина объекта принадлежала девелоперу «Эвоком», вторая половина — его партнерам. После кризиса у партнеров «Эвокома» поменялись приоритеты. В течение полутора лет мы выкупали долю сначала у парт­неров, а затем и у «Эвокома». Сейчас мы приступили к строительным работам.

— Смотрите ли вы потенциальные локации, куда вы бы хотели прийти? Прежде всего я имею в виду промзоны.

— Мы не осваиваем новые территории, мы идем от объектов. Помимо промзон есть другие неразвитые рынки с высоким потенциалом. В частности, совсем немного офисов на Кутузовском проспекте. Я убежден, что огромное количество людей, особенно из российских компаний, хотели бы работать в бизнес-центре, расположенном в таком знаковом для города месте, как Кутузовский проспект. Поэтому мы и купили участок под офис класса А на улице Василисы Кожиной.

— А «Сити» не оттягивает спрос?

— «Москва-Сити» — это совсем другая история. Строящиеся там объекты пока элемент скорее определенного тщеславия, а не бизнеса. В «Москва-Сити» собственники офисных помещений пытаются их сдавать по ставкам, которых нет на рынке. Мне кажется, только ОКО и «Эволюшн» строятся как бизнес, все остальные нет: просто люди что-то купили и держат цену — хотят 1000 долл. за 1 кв. м в год, и все.

— А это столько не стоит?

— Полагаю, если бы ставка была 600—700 долл., то площади бы сдавались.

— По вашим ожиданиям, когда закончится «большая стройка»?

— О какой стройке идет речь? Среди офисных объектов вводится не так много — 500 тыс. кв. м против докризисных 2 млн кв. м в год. Фундаментально есть следующие цифры: в Москве на одного живущего в городе человека приходится в десять раз меньше офисных площадей класса А по сравнению с Парижем и в шесть раз меньше по сравнению с Лондоном. С этой точки зрения Москве есть куда расти.

О новых городских властях

— Как вам работается с новой городской властью?

— Вполне комфортно.

— Например, в ЦАО решено не строить новые офисные объекты — это же напрямую влияет на рынок...

— На мой взгляд, распределение офисных зданий по всему городу — разумное решение. Запрет на строительство офисов в ЦАО на нас негативно не сказывается как минимум потому, что наши активы от этого не дешевеют. Ну а тезис о том, что рынок меняется, я поддерживаю. Хотя все смотрят на разные рынки — вот вы, например, говорите о «Сити», а я скорее склонен думать о Кутузовском проспекте или локальных точках вокруг ТТК, где могут появляться какие-то отдельные проекты.

У рынка будут проблемы скорее тогда, когда банки будут легко выдавать кредиты под строительство коммерческих зданий по 500 тыс. кв. м. В таком случае могут появляться объекты не в самом хорошем месте, и это будет проблемой для рынка в течение длительного периода времени.

— Вы боитесь, что они будут дем­пинговать?

— А как же? Либо они, либо банк, который у них заберет какой-то объем.

О MIPIM

— Вы ездили на MIPIM в этом году?

— Ездили.

— Как там?

— MIPIM был довольно активный. Даже стало слегка пугать то, что вернулись вечеринки. Правда, пока нет того масштаба, который был в 2007—2008 годах.

— Может быть, они такими уже никогда не будут?

— Никогда не говори «никогда». Но как только вечеринки станут прежними, наверное, надо будет все продавать.

— Возвращаясь к MIPIM, в этом году он был скорее делового характера или у него другая миссия?

— Люди приезжают и видят друг друга — это уже хорошо. Очередь из ино­странных инвесторов не стоит, но это не мешает площадке быть эффективной для всех. Например, для нас это возможность провести встречи с широким пулом иностранных кредиторов.

О конкурентах

— Вы не боитесь, что у вас появится конкурент похожего профиля, например Lenhart Global?

— Мы поддерживаем конкуренцию. Рынок должен иметь покупателей и продавцов, и чем их больше, тем лучше. В этом смысле мы за активность Lenhart Global или Millhouse.

— Вы с ними общаетесь?

— Мы знакомы, но больших перемен на рынке мы ждем скорее от появления таких крупных игроков, как CalPERS. Не так давно писали о том, что совместный фонд девелопера Hines и CalPERS купил у Morgan Stanley долю в проекте «Метрополис». По сути, это означает, что один из самых больших американских пенсионных фондов напрямую купил долю в российском объекте недвижимости. Если такие компании придут — рынок поменяется и, как нам кажется, в лучшую сторону.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 02:11
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 02:11
Госдеп сообщил о переговорах Уиткоффа и Кушнера с украинцами Политика, 02:00
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58
Кадыров призвал украинцев выступить против действий Киева Политика, 00:54
Болгария начала спасать атакованный в Черном море танкер Kairos Политика, 00:39
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41