Союз несогласных
В преддверии саммита ЕС министры финансов так и не смогли договориться об общих правилах спасения проблемных банков региона. Германия требует ограничить возможности национальных властей адаптировать общеевропейские правила ликвидации проблемных банков к своим местным условиям, тогда как Франция рассчитывает на большее пространство для маневра. А страны ЕС, не входящие в еврозону, в принципе не понимают, почему они должны присоединяться к новым правилам.
Субботние переговоры о формировании банковского союза в Европе длились почти 18 часов, однако времени оказалось недостаточно, чтобы сблизить позиции министров финансов региона. Европейские страны намерены предотвратить спасение финансовых институтов на деньги налогоплательщиков, как это случалось в прошлый кризис. Для этого они попытались определить порядок и степень участия в спасении банка его акционеров, кредиторов и вкладчиков.
По ряду вопросов министрам финансов все же удалось прийти к согласию, отмечает The Wall Street Journal. В частности, они пришли к консенсусу, что в дополнительной защите нуждаются индивидуальные вкладчики, а также компании малого и среднего бизнеса. Этого можно будет добиться за счет крупных корпораций, которым придется смириться со списаниями депозитов, превышающих 100 тыс. евро. Кредиты банков друг другу будут неприкосновенны.
Однако Берлин настаивает, чтобы при спасении того или иного национального банка местное правительство не могло менять общие для всех правила под свои нужды, ограничивая участие кредиторов и вкладчиков в поддержке финансового института. В то же время Франция и ряд не входящих в валютный союз стран хотят, чтобы в каждом случае учитывалась «особая ситуация».
Между тем страны, не входящие в валютный блок, борются за предоставление себе дополнительных прав по сравнению с остальными, ведь их банки не имеют прямого доступа к ЕЦБ или Европейскому стабилизационному механизму (ESM). «Я не понимаю, почему страны еврозоны пытаются заставить остальные государства ЕС войти в систему, которая не подходит остальной Европе», — заявил министр финансов Швеции Андерс Борг.
Саммит ЕС намечен на 27—28 июня, и изначально предполагалось, что на нем будут подписаны основные положения создаваемого в Европе банковского союза. Последнюю попытку согласовать свои позиции министры предпримут в среду. «Мы еще можем договориться», — не теряет оптимизма министр финансов Франции Пьер Московичи.
В прошлый четверг главы минфинов зоны евро все же смогли договориться о рекапитализации банков напрямую из Европейского стабилизационного механизма (ESM) начиная с осени 2014 года. Максимальный объем средств, которые ESM сможет направить на поддержку финансовых институтов, — 60 млрд евро (при общих ресурсах в 500 млрд евро).
Предпосылкой для предоставления помощи от ESM станет риск, что в случае банкротства системообразующего банка может пострадать вся еврозона, а отдельному государству спасти его не по силам. Кроме того, для предотвращения развития кризиса эти финансовые вливания будут сопровождаться жесткими условиями как для самого института, так и для соответствующей страны. В частности, соответствующее государство должно добавлять еще 20% к той сумме, которую банк получит напрямую от ESM.