Перейти к основному контенту
Общество ,  
1 

Утром стулья, вечером деньги

Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

Появление в России высоко­скоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) — не только к чемпионату мира по футболу в 2018 году, но и вообще — становится все более призрачной перспективой. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, последовательно перебрав почти все возможные способы финансирования «стройки века», в итоге ухватился за предложенную ВЭБом идею финансировать проект за счет будущих налогов. Осталось только найти бесстрашного инвестора, который в рамках этого эксперимента согласится вложить в проект 1 трлн руб.

Идее построить новую железнодорожную магистраль, по которой расстояние между двумя столицами можно будет преодолевать за два-три часа, уже 20 лет. Предпринятая в 1990-х годах попытка закончилась коррупционным скандалом, о котором еще долго напоминал гигантский котлован возле Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Воскресла идея после того, как в декабре 2010 года Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Футбольные матчи пройдут более чем в десятке городов, и власти предложили построить сразу несколько магистралей: не только между столицами, но и из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Чтобы успеть к 2018 году, строительство планировалось начать уже в конце 2011 — начале 2012 года.

Первоначально предложенный вариант финансирования ВСМ выглядел гладко: для реализации первого проекта трассы Москва — Санкт-Петербург (ВСМ-1) ориентировочной стоимостью 1,04 трлн руб. предполагалось привлечь зарубежный консорциум, который смог бы предоставить до 30% необходимой суммы, по­строить саму магистраль, а затем эксплуатировать на протяжении ее жизненного цикла. 70% стоимости проекта, или более 700 млрд руб., должно было дать государство, которое после запуска ВСМ могло бы рассчитывать на рост налогов за счет развития регионов, в которых появилось бы высокоскоростное сообщение. Но лишних сотен миллиардов рублей в бюджете не нашлось: проект ВСМ почти год пролежал без движения. Лишь осенью прошлого года президент Владимир Путин дал поручение ведомствам оценить целесообразность проектов ВСМ и предложить схему финансирования. В ответ прозвучали идеи строить трассу ВСМ-1 поэтапно либо вовсе отказаться от нее в пользу строительства магистралей между городами-миллионниками в Сибири и на Урале. Впрочем, РЖД настаивали на первоначальном варианте и предложили направить в проект деньги Пенсионного фонда через выпуск инфраструктурных облигаций.

Дать оценку этой инициативе Путин поручил Мин­экономразвития, Минфину и Минтрансу. Как стало известно РБК daily, только недавно ведомства сформулировали общую позицию и направили ее президенту, а также зампреду правительства Аркадию Дворковичу. В письме за подписью Белоусова (копия документа имеется в распоряжении РБК daily) сообщается, что привлечение средств пенсионных накоплений в инфраструктурных проектах влечет за собой серьезные риски и не гарантирует возврата инвестиций. Либо оно приведет к дополнительной кредитной нагрузке на РЖД, что чревато ростом тарифов для грузоотправителей, либо государству придется идти на риск и увеличивать объем госгарантий, размер которых на 2013 год определен на уровне 110 млрд руб.

Выходом из ситуации Мин­экономразвития считает строительство ВСМ с использованием механизма TIF (tax increment financing). Эта схема предполагает создание инфраструктуры за счет средств инвестора с по­следующей компенсацией его затрат из налоговых поступлений в бюджет после запуска ВСМ. Таким образом «государство сможет повысить эффективность бюджетных расходов, а также избежать риска незавершения строительства», пишет Белоусов. Примеров применения этого механизма в России нет, Минэкономразвития лишь в конце года начало готовить законодательную базу для использования TIF. Схема TIF родом из США, где она доказала свою жизнеспособность при реализации региональных и муниципальных проектов во второй половине ХХ века. Работает она так: для редевелопмента промышленной площадки привлекается инвестор, который за свой счет застраивает участок офисной недвижимостью. Налоги, которые начинают приносить построенные объекты, идут не в бюджет, а в специальный фонд, из которого покрываются расходы застройщика.

В Россию эта идея попала через Внешэкономбанк. Там еще с 2011 года занимаются подготовкой нормативно-правовой базы для использования этой схемы. Как пояснила представитель ВЭБа Екатерина Гришковец, банк отвечает за разработку методики отчисления налоговых поступлений от проектов TIF в инвестфонд и наделен полномочиями мониторить налоговые поступления. Новый механизм подразумевает развитие территорий за счет двух частных инвесторов — промышленного и инфраструктурного, при этом второй получает возмещение из бюджета только после того, как промышленный объект заработает и начнет платить налоги в казну. Экспертизу проектов также будет делать ВЭБ в качестве финансового консультанта правительства. В ВЭБе допускают, что TIF может стать базой для проектов ВСМ, но о конкретных параметрах говорить пока рано.

Источник в крупной транспортной компании пояснил РБК daily, что на самом деле государ­ство «не собирается отказываться от софинансирования проекта, а просто хочет снизить свою долю участия в нем за счет привлечения альтернативных инструментов, в том числе обнуления ставки НДС».

В правительстве пока не торопятся делать какие-то выводы. Вчера помощник Аркадия Дворковича Алия Самигуллина сообщила РБК daily, что «окончательного решения на данный момент нет». Но если даже американская схема покажется привлекательной вице-премьеру, частный бизнес вряд ли ею заинтересуется. Поучаствовать в тендерах на строительство отечественных ВСМ изъявляли желание консорциумы во главе с такими компаниями, как Siemens, Alstom, Hyundai, Bouygues, Finmeccanica. Источник в одной из этих компаний сообщил вчера РБК daily, что «даже представленная год назад схема 70 на 30 не очень устраивала, не говоря уже о механизме самостоятельного финансирования проекта». «Ни одна компания не подпишется на такое», — возмущается источник РБК daily в одной из иностранных корпораций, ознакомившихся с проектом.

Еще одна сложность в том, что инвестировать огромные деньги предлагается в государственную инфраструктуру, частные железные дороги развивать не планируется. «Частному капиталу предлагается вкладывать в госсобственность, что выглядит немного странно», — говорит представитель РЖД.

Впрочем, если инициатива с TIF не получит поддержки, у Минэкономразвития есть еще несколько идей. Позавчера Андрей Белоусов заявил, что проекты ВСМ можно было бы финансировать из Фонда национального благосостояния.

Авторы
Лента новостей
Над Россией за ночь сбили 93 дрона Политика, 07:18
Сын Цзю второй раз проиграл американцу в бою за чемпионский титул WBC Спорт, 06:54
Над Тульской областью уничтожили восемь БПЛА Политика, 06:49
Обеспеченные россияне — о навыках, не хватающих для работы. Инфографика Экономика, 06:40
СБУ объявила Баскова в розыск Политика, 06:35
За растрату при сооружении фортификаций под Белгородом арестовали троих Политика, 06:23
Два человека пострадали при жесткой посадке вертолета в озеро на Алтае Общество, 06:04
Подарок с пользой — Подписка на РБК
Приобретайте сертификат на период от 1 месяца до года
За сертификатом
Экс-глава СДПГ объяснил частые поездки в Россию «волнующими вопросами» Политика, 05:47
Как выглядят пляж, отели, магазины и закат на курорте в КНДР. Видео Политика, 05:36
WSJ узнала об изменении в графике поставок оружия США ради Украины Политика, 05:22
Все перенаправленные из Москвы рейсы примет аэропорт Пулково Политика, 04:54
В Берлине заявили, что Трамп продолжил помощь Украине под влиянием Мерца Политика, 04:36
Эксперты по безопасности заявили о создании нового миропорядка при Трампе Политика, 04:34
Домодедово, Жуковский и Внуково возобновили работу Политика, 04:09