Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Бегом из Китая

Фото: EPA
Фото: EPA

Западные компании, недовольные ростом производственных издержек в Китае, все чаще переносят производство на другие, более дешевые рынки или поближе к конечному потребителю. Компании бегут из КНР в первую очередь во Вьетнам, Индию, Бангладеш, Пакистан и Индонезию. Растет интерес и к России, считают аналитики компании Valueneer.

В марте 2011 года фирма по выпуску модных мужских брюк Gardeur из немецкого Мёнхенгладбаха оказалась на грани банкротства. Выводом ее из кризиса занялся HSH Nordbank, а новый управляющий Герхард Кренцлер сразу буквально ошарашил менеджмент предложением расторгнуть все договоры о поставках из Китая. «Теперь свое производство мы сосредоточим в Тунисе», — объявил тогда новый глава Gardeur.

Сначала инициатива вызвала удивление, так как себестоимость продукции в Тунисе вдвое превышала аналогичный показатель в КНР. Однако ставку менеджер сделал на сокращение времени, которое проходит от создания эскиза нового модного продукта до его появления на полках магазина. «Когда Gardeur заказывал пошив брюк в Китае, то только их доставка морем в Европу длилась шесть недель, а в розничную продажу они попадали через три месяца», — рассказал газете Handelsblatt г-н Кренцлер.

Китай переживает взрывной рост зар­плат рабочим, стоимости аренды производственных помещений и отчислений на социальное обеспечение. По данным китайского ведомства статистики, цена мигрирующей рабочей силы выросла здесь в 2012 году на 11,8% (в некоторых регионах рост составил до 20%). Власти Китая сейчас заинтересованы в первую очередь в усилении внутреннего спроса и развитии, например, экспорта своих автомобилей, то есть в производстве товаров с большой долей добавленной стоимости, а не в выпуске дешевой электроники или пошиве дешевых рубашек. Кроме того, в КНР ужесточены требования по защите окружающей среды, что также увеличивает издержки западных предпринимателей.

Быстро сориентировался в новых условиях концерн IKEA. Так, если раньше его поставщик гардин из-под Шанхая, откуда они расходились затем по всему миру, только заказами шведов был загружен на 80%, то в 2012 году его выручка рухнула почти вдвое, упав до уровня 27 млн евро. Дело в том, что IKEA уже переключилась на более выгодное сотрудничество с фирмами Юго-Восточной Азии, Пакистана и Болгарии. Ведь это дешевле и быстрее в плане доставки в торговые центры IKEA.

По мнению директора мюнхенской консалтинговой компании Beratung ROI Management Consulting Ханса-Георга Шайбе, еще больше в быстрой доставке к месту сборки автокомпонентов и зап­частей заинтересованы автомобильные гиганты. Эксперт уверен, что с ростом издержек в Китае европейские автозаводы все активнее станут использовать связи с поставщиками, например из Словакии и Болгарии.

Аналитики немецкой Valueneer и американской Kellogg School of Management провели опрос специалистов по закупкам по всему миру, по итогам которого выяснили, что Китай по-прежнему останется одним из главных производственных центров мира, но многие компании в ближайшие три года планируют нарастить также поставки из Индии, Малайзии, Индонезии, Вьетнама и Филиппин. «Солидные компании все чаще расстаются с Китаем и ищут себе новые рынки поставщиков. При этом эти новые рынки не повторяют ту роль, которую играл Китай, чаще всего происходит региональное распределение по странам объема закупок, который раньше приходился на один Китай, — пояснил РБК daily глава и сооснователь Valueneer Торстен Маковски. — Россия является потенциально сильным игроком в сфере глобальных закупок. Пока, правда, лишь 9% компаний планируют увеличить там закупки. Прежде всего это компании, отличающиеся инновационностью, гибкостью и фантазией в своем развитии».

 

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 22:19
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 22:19
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Белый дом сообщил о чрезвычайном разочаровании Трампа Россией и Украиной Политика, 22:06
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Власти Бельгии предупредили, что активы России пойдут на помощь Украине Политика, 22:02
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Карим Бензема допустил возвращение в сборную Франции на ЧМ-2026 Спорт, 21:44
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Москва договорилась о покупке аэропорта «Остафьево» у «Газпрома» Бизнес, 21:39
Disney вложит $1 млрд в OpenAI и предоставит доступ к своим персонажам Технологии и медиа, 21:28
Axios узнал, что США ввели санкции против племянников Мадуро Политика, 21:25
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Лучшему российскому лыжнику сезона отказали в нейтральном статусе Спорт, 21:18
Путин провел совещание о ситуации в зоне военной операции. Видео Политика, 21:15
Ельцин-центр объявил о закрытии театра Общество, 20:56