Курс евро на 3 февраля
Курс доллара на 3 февраля
USD ЦБ: 70,04 (-0,08)
Инвестиции, 02 фев, 15:57
В ДНР заявили о контроле подходов к Артемовску Политика, 04:21
Вучич усомнился в способности «долго выдержать» без санкций против России Политика, 04:15
Эксперты рассказали о возможной смене тактики России из-за GLSDB у Киева Политика, 03:47
ФБР проведет обыск в доме Майка Пенса в Индиане Политика, 03:28
Основной сотовый оператор ЛНР объявил об отключении мобильного интернета Технологии и медиа, 03:13
МИД Франции ответил на слова Захаровой о поставках истребителей Киеву Политика, 03:08
Paul Smith объявил о закрытии бизнеса в России Бизнес, 02:35
Киберпонедельник — повод инвестировать в себя
До 5 февраля скидка до 50% на максимальный тариф РБК Pro
Купить со скидкой
В Пентагоне заподозрили КНР в запуске разведывательного воздушного шара Политика, 02:16
NZZ узнала причину одобрения Западом поставок танков Украине Политика, 01:58
В МИД России заявили об отсутствии намерения возвращаться в Совет Европы Политика, 01:57
Военный суд приговорил участницу «Имарат Кавказ» к 10,5 годам колонии Общество, 01:49
Суд Лондона расширил всемирный арест активов Коломойского и Боголюбова Финансы, 01:26
Зеленский рассказал о заседании ставки «в двойном формате» Политика, 01:20
Эксперты университета Киото назвали места, где людям грустно Общество, 01:11
Пандемия коронавируса ,

Ученые обнаружили у COVID способность маскировать белки под человеческие

Коронавирус может маскировать свои белки под человеческие, чтобы обходить иммунную систему, считают ученые. Кроме того, такая «мимикрия» может объяснять высокую частоту аутоиммунных реакций у заразившихся, полагают они
Фото: Dylan Martinez / Reuters

Ученые из Медицинского университета им. И.И.Мечникова и Института биорегуляции и геронтологии в Петербурге обнаружили у коронавируса SARS-CoV-2 участки белка, идентичные человеческим. Результаты исследования они опубликовали в журнале Scientific Reports.

По данным ученых, некоторые из этих белков находятся в шиповом белке коронавируса и, возможно, используются для обхода иммунной защиты хозяина. Из-за этих вставок иммунитет может принимать белки возбудителя COVID-19 за собственные структуры организма, что позволяет коронавирусу легче распространяться.

Так, в мембранном белке (М) коронавируса ученые обнаружили восемь аминокислот подряд, встречающихся в одном из белков человека, а рядом еще восемь аминокислот, характерных для лактобактерий — постоянных обитателей кишечника, рассказал «Известиям» заведующий кафедрой нормальной физиологии СЗГМУ им. И.И.Мечникова Александр Марьянович. По его словам, вероятность такого случайного сочетания 16 аминокислот подряд равна единице, деленной на шесть с 20 нулями.

Ученые предполагают, что коронавирус объединил такую последовательность в мембранном белке, чтобы «замаскироваться». «Он предъявляет ее иммунной системе человека и как бы говорит: не стреляйте, я свой!» — объяснил Марьянович.

Кроме того, «маскирующиеся» под человеческие белки могут объяснять высокую частоту аутоиммунных реакций у заразившихся, когда иммунная система начинает воспринимать собственные ткани как чужеродные и повреждать их.

К такому выводу ученые пришли, когда обнаружили восемь участков, идентичных человеческим, в малом оболочечном (E) белке коронавируса. Там также нашли последовательности, совпадающие с белками кишечных бактерий и нескольких видов злаковых сельскохозяйственных растений. Эти участки коронавирус мог приобрести не только от организма хозяина, но и от его кишечной микробиоты.

Последовательности в E-белке коронавирус вряд ли может использовать для «маскировки» от иммунитета, считают ученые. Однако именно участки малого мембранного и некоторых других белков могут провоцировать аутоиммунную реакцию, поскольку защитная система организма атакует не только их, но и аналогичные последовательности в собственных белках, полагают исследователи.

По словам ученых, полученные данные можно использовать при разработке вакцин. Чтобы снизить вероятность аутоиммунных процессов, желательно, чтобы препараты приводили к формированию антител против участков вирусных белков, наименее похожих на человеческие, сказал Марьянович.

Сам механизм заражения коронавирусом ученые раскрыли в августе прошлого года. Вирус прикрепляется к клетке с помощью своих «шипов» и сливается с ее мембраной, чтобы проникнуть внутрь, выяснили исследователи из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL) в Гейдельберге, Института биофизики Макса Планка, Института Пауля Эрлиха и Франкфуртского университета Гете.

По оценке ученых, на поверхности одного коронавируса может находиться до 40 таких «шипов». Кроме того, они покрыты молекулами гликанов (полисахаридов), образующих защитную оболочку, которая скрывает «шипы» от антител, выяснили ученые.