В Белоруссии проведут антитеррористические учения Политика, 07:56
«Путь будет ухабистым»: как долго еще продлится ралли китайских акций Pro, 07:55
В МИДе заявили, что Киев «играет жизнями» европейцев из-за обстрелов ЗАЭС Политика, 07:39
Традиции респектабельной классики: какая недвижимость подчеркивает статус РБК и Амарант, 07:33
Компанию Трампа признали виновной в мошенничестве Бизнес, 07:24
Крупнейший производитель хлеба назвал вклад муки в подорожание батона Бизнес, 07:10
Алексей Тулупов — РБК: «Зачем стране бизнес, который надо поддерживать?» Бизнес, 07:00
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Классика вне времени: стратегия инвестиций в искусство Павла Третьякова РБК и Амарант, 06:30
Вильфанд предупредил о резких перепадах температуры в Европе зимой Общество, 06:29
Конгресс США согласовал проект оборонного бюджета на рекордные $858 млрд Политика, 06:16
Как россияне смотрели телевизор в 2022 году. Инфографика Технологии и медиа, 06:00
В миссии России при ООН заявили о поддержке идеи безопасной зоны у ЗАЭС Политика, 05:45
Орбан призвал не строить будущее Европы на «куче долга» из-за Украины Политика, 05:23
Производитель чипов вложит до $40 млрд в строительство заводов в США Бизнес, 05:22
Вклад «Лучший %»
Сумма
Срок
Ваш доход
Ставка
0%

Реклама, Рекламодатель ПАО Сбербанк.

Предварительный расчет по повышенной ставке. Не является публичной офертой.

Пандемия коронавируса ,

Ученые обнаружили у COVID способность маскировать белки под человеческие

Коронавирус может маскировать свои белки под человеческие, чтобы обходить иммунную систему, считают ученые. Кроме того, такая «мимикрия» может объяснять высокую частоту аутоиммунных реакций у заразившихся, полагают они
Фото: Dylan Martinez / Reuters

Ученые из Медицинского университета им. И.И.Мечникова и Института биорегуляции и геронтологии в Петербурге обнаружили у коронавируса SARS-CoV-2 участки белка, идентичные человеческим. Результаты исследования они опубликовали в журнале Scientific Reports.

По данным ученых, некоторые из этих белков находятся в шиповом белке коронавируса и, возможно, используются для обхода иммунной защиты хозяина. Из-за этих вставок иммунитет может принимать белки возбудителя COVID-19 за собственные структуры организма, что позволяет коронавирусу легче распространяться.

Так, в мембранном белке (М) коронавируса ученые обнаружили восемь аминокислот подряд, встречающихся в одном из белков человека, а рядом еще восемь аминокислот, характерных для лактобактерий — постоянных обитателей кишечника, рассказал «Известиям» заведующий кафедрой нормальной физиологии СЗГМУ им. И.И.Мечникова Александр Марьянович. По его словам, вероятность такого случайного сочетания 16 аминокислот подряд равна единице, деленной на шесть с 20 нулями.

Ученые предполагают, что коронавирус объединил такую последовательность в мембранном белке, чтобы «замаскироваться». «Он предъявляет ее иммунной системе человека и как бы говорит: не стреляйте, я свой!» — объяснил Марьянович.

Кроме того, «маскирующиеся» под человеческие белки могут объяснять высокую частоту аутоиммунных реакций у заразившихся, когда иммунная система начинает воспринимать собственные ткани как чужеродные и повреждать их.

К такому выводу ученые пришли, когда обнаружили восемь участков, идентичных человеческим, в малом оболочечном (E) белке коронавируса. Там также нашли последовательности, совпадающие с белками кишечных бактерий и нескольких видов злаковых сельскохозяйственных растений. Эти участки коронавирус мог приобрести не только от организма хозяина, но и от его кишечной микробиоты.

Последовательности в E-белке коронавирус вряд ли может использовать для «маскировки» от иммунитета, считают ученые. Однако именно участки малого мембранного и некоторых других белков могут провоцировать аутоиммунную реакцию, поскольку защитная система организма атакует не только их, но и аналогичные последовательности в собственных белках, полагают исследователи.

По словам ученых, полученные данные можно использовать при разработке вакцин. Чтобы снизить вероятность аутоиммунных процессов, желательно, чтобы препараты приводили к формированию антител против участков вирусных белков, наименее похожих на человеческие, сказал Марьянович.

Сам механизм заражения коронавирусом ученые раскрыли в августе прошлого года. Вирус прикрепляется к клетке с помощью своих «шипов» и сливается с ее мембраной, чтобы проникнуть внутрь, выяснили исследователи из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL) в Гейдельберге, Института биофизики Макса Планка, Института Пауля Эрлиха и Франкфуртского университета Гете.

По оценке ученых, на поверхности одного коронавируса может находиться до 40 таких «шипов». Кроме того, они покрыты молекулами гликанов (полисахаридов), образующих защитную оболочку, которая скрывает «шипы» от антител, выяснили ученые.

Вклад «Лучший %»
Сумма
Срок
Ваш доход
Ставка
0%

Реклама, Рекламодатель ПАО Сбербанк.

Предварительный расчет по повышенной ставке. Не является публичной офертой.