Большой брат не дремлет: как Amazon усиливает контроль за сотрудниками Индустрия 4.0, 12:20
Как экономить на командировках еще больше РБК и Smartway, 12:03
Президент Армении заявил о невозможности демаркации границы без России Политика, 12:01
Зачем Mail.ru Group ребрендинг: мнение арт-директора Setters Pro, 11:59
Калягин пожаловался на смену руководства МХТ фразой «узнал после завхоза» Общество, 11:49
Дени Вильнев снимет трилогию по циклу «Хроники Дюны» Стиль, 11:48
Карасев стал главным арбитром центрального матча тура чемпионата России Спорт, 11:44
Мурашко рассказал о случаях необоснованных медотводов от вакцинации Общество, 11:43
Музыкальная школа: как выбрать цифровое пианино для дома РБК и Yamaha, 11:39
В Севастополе выявили рекордное число смертей от коронавируса Общество, 11:32
Минюст предложил отнимать у водителей права за систематические нарушения Авто, 11:30
Подозреваемый в убийстве банкира и его семьи покончил с собой в изоляторе Общество, 11:27
Роскомнадзор заблокировал сайт издания «Проект» Технологии и медиа, 11:25
Акции Ford взлетели почти на 9% после выхода отчетности за третий квартал Инвестиции, 11:24
Пандемия коронавируса ,

Ученые обнаружили у COVID способность маскировать белки под человеческие

Коронавирус может маскировать свои белки под человеческие, чтобы обходить иммунную систему, считают ученые. Кроме того, такая «мимикрия» может объяснять высокую частоту аутоиммунных реакций у заразившихся, полагают они
Фото: Dylan Martinez / Reuters

Ученые из Медицинского университета им. И.И.Мечникова и Института биорегуляции и геронтологии в Петербурге обнаружили у коронавируса SARS-CoV-2 участки белка, идентичные человеческим. Результаты исследования они опубликовали в журнале Scientific Reports.

По данным ученых, некоторые из этих белков находятся в шиповом белке коронавируса и, возможно, используются для обхода иммунной защиты хозяина. Из-за этих вставок иммунитет может принимать белки возбудителя COVID-19 за собственные структуры организма, что позволяет коронавирусу легче распространяться.

Так, в мембранном белке (М) коронавируса ученые обнаружили восемь аминокислот подряд, встречающихся в одном из белков человека, а рядом еще восемь аминокислот, характерных для лактобактерий — постоянных обитателей кишечника, рассказал «Известиям» заведующий кафедрой нормальной физиологии СЗГМУ им. И.И.Мечникова Александр Марьянович. По его словам, вероятность такого случайного сочетания 16 аминокислот подряд равна единице, деленной на шесть с 20 нулями.

Ученые предполагают, что коронавирус объединил такую последовательность в мембранном белке, чтобы «замаскироваться». «Он предъявляет ее иммунной системе человека и как бы говорит: не стреляйте, я свой!» — объяснил Марьянович.

Ученые назвали способ получить «сверхчеловеческий» иммунитет к COVID-19
Фото:Андрей Любимов / РБК

Кроме того, «маскирующиеся» под человеческие белки могут объяснять высокую частоту аутоиммунных реакций у заразившихся, когда иммунная система начинает воспринимать собственные ткани как чужеродные и повреждать их.

К такому выводу ученые пришли, когда обнаружили восемь участков, идентичных человеческим, в малом оболочечном (E) белке коронавируса. Там также нашли последовательности, совпадающие с белками кишечных бактерий и нескольких видов злаковых сельскохозяйственных растений. Эти участки коронавирус мог приобрести не только от организма хозяина, но и от его кишечной микробиоты.

Video

Последовательности в E-белке коронавирус вряд ли может использовать для «маскировки» от иммунитета, считают ученые. Однако именно участки малого мембранного и некоторых других белков могут провоцировать аутоиммунную реакцию, поскольку защитная система организма атакует не только их, но и аналогичные последовательности в собственных белках, полагают исследователи.

По словам ученых, полученные данные можно использовать при разработке вакцин. Чтобы снизить вероятность аутоиммунных процессов, желательно, чтобы препараты приводили к формированию антител против участков вирусных белков, наименее похожих на человеческие, сказал Марьянович.

Сам механизм заражения коронавирусом ученые раскрыли в августе прошлого года. Вирус прикрепляется к клетке с помощью своих «шипов» и сливается с ее мембраной, чтобы проникнуть внутрь, выяснили исследователи из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL) в Гейдельберге, Института биофизики Макса Планка, Института Пауля Эрлиха и Франкфуртского университета Гете.

По оценке ученых, на поверхности одного коронавируса может находиться до 40 таких «шипов». Кроме того, они покрыты молекулами гликанов (полисахаридов), образующих защитную оболочку, которая скрывает «шипы» от антител, выяснили ученые.