Реформирование системы образования привело к потере профобразования
Реформирование системы образования привело к потере профессионального образования. Такую точку зрения в ходе международной конференции "Современные кадры для строительного комплекса XXI века" высказала заместитель главы департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Нелли Розина.
Она, в частности, отметила, что в России в настоящее время отсутствует дуальная система образования, суть которой состоит в сочетании обучения в учебном заведении с обязательными периодами производственной деятельности, пояснив, что после развала Советского Союза учреждения начального и среднего профессионального образования были переданы в ведение субъектов федерации.
Сейчас в учреждениях начального профессионального образования практика составляет 80% процесса обучения, в средних профессиональных учреждениях - 50%, в высших - 20-25%. При этом практическое образование студентов может осуществляться двумя способами - концентрированно (на практику отводится определенный отрезок времени) или чередуя практику и теорию.
По данным Минобразования, в России в год выпускается около 31 тыс. специалистов в области строительства, при этом прогнозная потребность государства в специалистах этой отрасли составляет около 25 тыс. человек в год. Закрепляемость специалистов в строительстве составляет около 75%, так как большой процент выпускников работает не по профессии.
Схожую точку зрения высказал вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Страшко, который отметил отсутствие системы полноценной подготовки кадров для разных отраслей экономики в России. По его мнению, система подготовки кадров должна быть сформирована, исходя из лучших традиций других стран. Кроме того, по его мнению, важно прийти к системе, понятной для всех.
В ходе конференции своим опытом в обучении студентов по дуальной системе образования поделился представитель Торгово-промышленной палаты Германии. Он пояснил, что длительность дуального образования в Германии обычно составляет 3 года. Существуют также специальности с двухлетним сроком обучения для выпускников более низких ступеней школьного образования, обучение более сложным специальностям длится 3,5 года. Основным плюсом данного вида образования он считает то, что предприятия сами обучают своих будущих сотрудников. После получения дуального образования учеба не прекращается, поэтому одним из вариантов повышения квалификации является трехступенчатое профессиональное образование.
Своим опытом во взаимодействием с ВУЗами России также поделилась группа компаний "СУ-155", сотрудничающая с 10 высшими заведениями страны. В частности, как сообщила первый заместитель генерального директора компании Марина Овсянникова, компания принимает участие в инновационном образовательном проекте МГСУ - создание МУМЦ, в создании учебного центра в МГГУ и МИГАиК, а также в проектах создания учебных центров в Иваново и Туле. Первый в России Межкафедральный учебно-методический центр (МУМЦ) по целевой подготовке специалистов в области строительства был открыт "СУ-155" 4 октября 2004г. в МГСУ. Создание данного центра дает возможность обучающимся прослушать курсы практиков-строителей, участвовать в проведении выездных практических семинаров, а также работать по гибкому графику без трыва от учебы в ВУЗе.
Второй УМЦ был открыт "СУ-155" при МГГУ и МИГАиК в 2007г. Среди основных направлений, по которому обучаются специалисты в центре: геодезисты, маркшейдеры, механики. Таким образом, за счет студентов старших курсов полностью покрыта потребность предприятий в геодезистах. Кроме того, "СУ-155" активно сотрудничает в учебными заведениями Ивановской области, например, с Ивановским государственным энергетическим университетом, Ивановским государственным химико-технологическим университетом, а также с Ивановским государственным архитектурно-строительным университетом. Среди преимуществ сотрудничества с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования "СУ-155" отмечает расширение и улучшение материально-технической базы учреждений, материальную поддержку студентов и преподавателей, предоставление материальной базы предприятий для практических занятий, практику студентов и трудоустройство выпускников. Таким образом, дуальная система обучения, активно поддерживаемая ЗАО "СУ-155", функционирует не только в учреждениях начального и среднего профессионального образования, но и распространена в ВУЗы.