Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Путин зашел в море

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Большинство портов в ключевых российских акваториях работают на пределе. Вчера президент провел первое из серии совещаний по этой проблеме. На этот раз речь шла об Азово-Черноморском бассейне. По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в южных портах вдвое превысит сегодняшние возможности.

«После печальных событий, связанных с распадом Советского Союза, Россия утратила огромные, самые современные по тем временам портовые мощности по перевалке различных грузов и несла серьезные убытки», — напомнил президент. Ситуацию удалось переломить, считает он: «Новые портовые комплексы и терминалы были созданы на Балтике, на севере, на Черном море, на Дальнем Востоке. В результате только за прошлый год через российские порты перевезено более 565 млн т грузов. Это на четверть больше, чем в пик таких перевозок за советское время, в 1984 году». Но нужно двигаться дальше, особенно учитывая перспективы развития Таможенного союза, продолжил Путин.

Порты Азово-Черноморского бассейна занимают второе, после Балтики, место по объему грузооборота. С каждым годом нагрузка растет: по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах ЮФО достигнет 150 млн т, это более чем вдвое превышает сегодняшние возможности. «Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе, — знает Путин. — Такие инфраструктурные ограничения сдерживают развитие международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении. По сути, это инфраструктурные ограничения роста самой экономики. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные из­держки. Для России это прямая упущенная выгода». Уже сейчас при подходе к портам Туапсе и Новороссийска скапливаются железнодорожные составы. «Чуть ли не 200 составов там стоит», — неприятно удивился президент.

Бизнес уже активно вкладывает средства в порты, правительству лишь нужно создавать условия, чтобы частных инвестиций было гораздо больше, заявил Путин. «И, разумеется, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы различные бизнесы между собой чувствовали уверенность при поддержке со стороны государства», — призвал глава государства.

Речь идет о понятных правилах для инвесторов, минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования, пояснил президент. Надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой — частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации.

Еще одна важная задача — обеспечение конкурентоспособных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса, продолжил Путин. «Часто наши грузоотправители обращаются к иностранным услугам именно в силу неразвитости логистики, именно в силу завышенных тарифов», — знает президент.

«Новороссийск дает сегодня 66%, Туапсе — порядка 10% и Ростов-на-Дону — около 6% от общего грузооборота, — привел статистику об Азово-Черноморском бассейне глава Минтранса Максим Соколов. — Оставшиеся девять портов обеспечивают, соответственно, всего лишь 17% от общего объема. И хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов».

Соколов детально, в цифрах, информировал Путина о планах правительства по развитию портов: «Если говорить непосредственно о бюджетных инвестициях на добавленную тонну груза, то в Тамани это 810 руб. госинвестиций, в Новороссийске — 2800 руб., в Усть-Луге показатель даже чуть меньше — 720 руб., в Сабетте — почти 3 тыс. руб.».

Основной ограничитель для развития Азово-Черноморского бассейна — железная дорога. «В соответствии с планами развития подходных путей, расшивкой Краснодарского железнодорожного узла, до 2020 года планируются, и это скорреспондировано с инвестпрограммой РЖД, средства в размере 163 млрд руб., при этом из средств федерального бюджета — 88 млрд руб. Это даст увеличение пропуск­ной способности к 2020 году, в том числе на дальних подъездах, в объеме примерно 65 млн т», — продолжил Максим Соколов.

Путин дал слово главе РЖД Владимиру Якунину. «Мы в 2012 году в направлении азово-черноморских портов перевезли 62,4 млн т грузов — рост к предыдущему периоду на 11%, то есть тенденция увеличения грузопотока, безусловно, присутствует, — оправдывался он. — Хотя мы здесь всегда придерживаемся правила перепроверки, и, скажем, у нас более консервативное представление о возможном росте именно в сторону Тамани. Но все равно это цифры, которые намного превосходят существующие возможности инфраструктуры».

Владимир Якунин согласился, что железнодорожную инфраструктуру нужно развивать. Речь идет прежде всего о модернизации и строительстве двухпутных участков — от Котельниково до Тихорецкой с обходом Краснодара. «Такие проработки у нас существуют», — доложил глава РЖД.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 04:11
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 04:11
Третий за ночь российский аэропорт приостановил полеты Политика, 03:53
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
WSJ узнала о перехвате США плывшего в Иран судна в Индийском океане Политика, 03:51
WSJ сообщила о планах Уиткоффа встретиться с Зеленским в Берлине Политика, 03:45
Зеленский раскрыл тему заседания в формате «Рамштайн» Политика, 03:05
Губернатор сообщил о погибшем и повреждениях инфраструктуры в Саратове Политика, 03:02
Трамп заявил о «большом прогрессе» в процессе урегулирования на Украине Политика, 02:18
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Трамп объявил о скором начале наземных ударов по Венесуэле Политика, 02:11
Дмитриев пригрозил ЕС «подрывом доверия» из-за заморозки активов России Политика, 01:54
В Переславле-Залесском загорелось общежитие Никитского мужского монастыря Общество, 01:28
Европол спрогнозировал теракты с дронами и протесты из-за роботов в ЕС Технологии и медиа, 01:22
В ЕС сочли «абсолютно невозможным» членство Украины к 2027 году Политика, 01:15
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Трамп в окружении женщин. Кто оказался на новых фото из архивов Эпштейна Общество, 00:56