Свиньи без границ
Глава юридического департамента «Мираторга» Александр Краснов сумел всего за неделю убедить власти трех регионов России, что их ждут крупные неприятности в случае введения эмбарго на поставки белгородской свинины. Региональные чиновники пытались обосновать запрет новостями о выявлении случаев африканской чумы свиней (АЧС) в главной свиноводческой области России. Юрист напомнил, что ранее в аналогичных обстоятельствах на защиту свиноводов вставала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Этого прозрачного намека оказалось достаточно — регионы открыли свои рынки.
Месяц назад африканская чума свиней была выявлена в центре российского свиноводства — в Белгородской области. Целый ряд регионов тут же принял решение не пускать к себе мясо из этого региона, несмотря на то что о введении карантина для области речь не шла. «С ограничениями на ввоз своей продукции мы столкнулись в Свердловской, Воронежской и Нижегородской областях», — рассказал РБК daily глава юридического департамента «Мираторга» Александр Краснов. По словам юриста, в каждом из этих регионов приходилось общаться с местным главным ветврачом, напоминая о том, что ранее в аналогичных спорных ситуациях производители получали поддержку от ФАС. «В итоге мы во всех случаях добивались возобновления поставок», — рассказал г-н Краснов.
Главным оружием региональных властей является ветеринарный врач, в ведении которого находится выдача разрешений на ввоз в регион той или иной сельхозпродукции. Местные чиновники достаточно давно под предлогом борьбы с АЧС периодически закрывают свои субъекты от поставок из других регионов, создавая рынок сбыта для своих сельхозпроизводителей, рассказал г-н Краснов. Подчас ветврач отказывает в выдаче согласования с формулировкой «до уточнения эпизоотической ситуации временно ввоз продукции в область не согласовывать». Поставщик может ослушаться и завезти свинину на склад, но дальше, в магазины, развести уже не сможет, потому что нет сопроводительных ветеринарных документов.
По словам г-на Краснова, такие ограничения зачастую вводятся не официальным документом губернатора, у которого имеются законные полномочия, а полулегальными органами в виде чрезвычайной противоэпизоотической комиссии либо письмами руководителя управления ветеринарии.
Например, в 2010 году из-за вспышки АЧС в Ростовской области некоторые регионы ограничили ввоз ростовской продукции. Но одновременно и местные власти запретили ввоз на территорию области продукции свиноводства из других регионов, чтобы создать рынок сбыта для своих сельхозпроизводителей. В 2011 году чиновники Татарстана и Удмуртии закрывали свои регионы от поставок свинины из Нижегородской области после выявления в этом регионе АЧС. Во всех этих случаях на выручку свиноводам приходила ФАС, возбуждавшая дела против местных чиновников по признакам нарушения закона «О защите конкуренции».
«Решения региональных властей, если они основаны не на законе, фактически ведут к раздробленности экономического пространства России, — прокомментировал ситуацию руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — С одной стороны, мы занимаемся интеграцией в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭс. Но с другой — российские чиновники вольно или невольно внутри страны время от времени устанавливают экономические границы, вводя подобные запреты».
Возвращаясь к событиям последних недель, г-н Краснов говорит, что действия регионов на продажах «Мираторга» существенно не отразились. «Если и были какие-то заминки, то они продолжались на более недели. Сейчас мы возим продукцию в нормальном режиме, — подчеркнул он. — Мы уверены, что такие ограничения не должны вводиться в отношении свинокомплексов с третьим-четвертым уровнями биозащиты». В то же время он не исключил, что с дискриминацией региональных чиновников могут сталкиваться мелкие сельхозпроизводители.
Свою роль в снижении напряжения на рынке сыграло и письмо главы Минсельхоза Николая Федорова. Три недели назад министр обратил внимание губернаторов на недопустимость избыточных ограничений на ввоз продукции свиноводства. «Это письмо сработало, местные чиновники прислушиваются и отменяют необоснованные запреты», — заметил г-н Краснов.
Как рассказала РБК daily директор департамента Минсельхоза Светлана Дресвянникова, министерство поручило Россельхознадзору провести проверку правомерности введения запрета на ввоз живых свиней и продукции свиноводства.
В очередной раз инструментом давления на региональных чиновников выступила ФАС. По словам начальника управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Анны Мирочиненко, в начале августа в ведомство поступило обращение Национальной мясной ассоциации, в котором она просит обратить внимание на действия региональных чиновников по ограничению ввоза живых свиней и продукции животноводства. После этого антимонопольное ведомство попросило свои региональные управления оперативно сообщать в центральный аппарат о принимаемых в субъектах актах, которые в той или иной степени ограничивают ввоз продукции животноводства.