Перейти к основному контенту
Общество ,  
12 

Эксперты: Борьба с "челноками" не поможет fashion-индустрии России

Отечественной рынок одежды, на первый взгляд, не нуждается в поддержке извне: эта отрасль легкой промышленности ежегодно демонстрирует уверенный рост и хорошую динамику развития. Однако эксперты и участники рынка считают иначе. В эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" гендиректор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова заявила, что отрасли необходима государственная программа развития, включающая, в частности, признание fashion-индустрии как одной из составляющей инновационной деятельности.
Эксперты: Борьба с "челноками" не поможет fashion-индустрии России

Кроме того, необходимы: защита потребительского рынка - таможенные пошлины, совершенствование налогового законодательства; стимулирование развития отрасли – производственной сферы и торговли; совершенствование внешнеторгового режима – экспорт-импорт, поставка готовой продукции, сырья и оборудования; развитие сырьевой базы и стимулирование технического перевооружения.

После кризисных 90-х годов российской легкой промышленности удалось выйти на неплохие показатели. Объем всей текстильной и легкой промышленности сейчас примерно равен 34 млрд долларам, из них 23-25 млрд приходится на рынок fashion-компаний, который, по разным оценкам, ежегодно растет на 10-30%. В отрасли задействованы свыше 14 тысяч компаний, на которых работают около 600 тысяч человек, 75% из них – женщины разных возрастов, что, с учетом существенного уровня безработицы среди слабого пола, очень важно для занятости населения, особенно в регионах.

Проблема в том, что доля отечественных производителей на рынке составляет всего около 20%. Поэтому признанный экспертами одним из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики одновременно в большой степени развивает легкую промышленность других стран. Львиная доля одежды производится за границей или по франчайзингу в России из импортного материала. Основные поставщики тканей и другой продукции для рынка одежды - Китай, Турция, Индонезия, Корея, Италия, Испания и некоторые другие страны. Так, безмарочный импорт из стран Юго-Восточной Азии достигает 65%, аналогичная продукция российских производителей – 20%, а брендовая одежда российских и зарубежных компаний - только 15%. При этом присутствие иностранных производителей непосредственно в России ежегодно увеличивается на 4-5%.

Именно с развитием российских брендов эксперты связывают конкурентоспособность отечественных компаний. По словам М. Сморчковой, из 14 тысяч предприятий отрасли около 42% занимают крупные и средние компании, и непосредственно они способны "формировать некую государственно-национальную политику в легпроме, на них хочется делать ставку". Это те предприятия, которые могут выводить на рынок и развивать бренды - согласен другой гость телепрограммы РБК президент группы компаний "ГОТА" Александр Оносовский. Малые предприятия развивать бренды практически не в состоянии - это очень дорогостоящая технология, это удел крупных и средних предприятий, потому именно средние компании отрасли на сегодняшний день являются тем локомотивом, который двигает конкуренцию, говорит он. Основной вопрос для индустрии - восстановление условий конкурентоспособности, считает эксперт, так как вступление в ВТО не за горами, царящий сейчас на рынке аутсорсинг, использование международного разделения труда - не от хорошей жизни.

Если российским торговым маркам удастся постепенно потеснить "продвинутых" конкурентов, это, конечно, не отменит контрактов с "мировыми швейными фабриками" в странах Юго-Восточной Азии, где более дешевый труд, но станет стимулом для отечественных компаний развивать собственную производственную базу. Ведь, по мнению экспертов, проблема рынка не в производстве – сделать достойный товар можно и в России, проблема в создании и продвижении конкурентоспособного бренда. Призыв: "Будь россиянином – покупай российское!" на рынке одежды работает слабо. Среднестатистический покупатель готов ежегодно тратить 10-15% семейного бюджета на одежду, но только качественную и только модную. Возможности для конкуренции у российских производителей есть. Часть мировых брендов используется по франшизе, но маржа в этом случае невелика.

Розничные сети торговли одеждой сейчас создают собственные private label, говорит участник телепрограммы РБК, директор по маркетингу торговой сети "Снежная королева" Ашот Арутюнян. Они пока не встраиваются по цене в премиум-сегмент, но зато они занимают среднюю или низкую ценовую нишу, и с этого начнется производство собственных российских торговых марок. Хотя, конечно, тенденция склоняется к тому, что большинство наших private label создают иллюзию зарубежных, отметил эксперт.

Правда, отметим, ничего нет страшного в том, что названия российских марок пишутся латинским шрифтом. Когда-нибудь им эта "маскировка" не понадобится. А вот то, что они нацелены на самый востребованный сегмент – очень важно. Ведь именно одежда для среднего класса занимает на рынке объем в 12-13 млрд долларов из всего объема в 25 млрд, тогда как премиум-класс - 2,5-3 млрд долларов. Что касается среднего и выше среднего ценового сегмента, то здесь перспектив у российских компаний много, говорит М.Сморчкова, потому что здесь главный критерий оценки покупателя – качество продукции. "Философия" брендов рассчитана на целевую аудиторию покупателей, и они должны разрабатываться российскими маркетологами, а компании должны защищать свое место на конкурентном рынке, считает эксперт.

Но без госпротекционизма собираться с силами отечественным производителям и торговым предприятиям будет сложно. На первых порах они надеются на таможенные и налоговые послабления, что обеспечит приток инвестиций. А государство, похоже, начало поддержку легпрома с того, что, установив новые правила беспошлинного ввоза товаров в страну, придавило "челночный" бизнес. Это, возможно, будет способствовать fashion-индустрии в освоении нижнего, массового, ценового сегмента рынка одежды, отсечет значительную часть "серого" китайского импорта, но основных проблем отрасли не решит. Зато социальное напряжение среди оставшихся не у дел тысяч "челноков" гарантировано.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Лента новостей
Власти Херсонской области сообщили о сбитом самолете ВСУПолитика, 13:30
Агент Овечкина назвал сроки возвращения хоккеиста после переломаСпорт, 13:25
Безопасный, современный, мощный: все – о новой Lada Aura для чиновниковРБК и Автоваз, 13:23
Потанин заявил, что «страна может жить» с долларом за ₽100–110Экономика, 13:19
Литовку сняли с ЧМ по фитнесу из-за футболки make Russia small againСпорт, 13:15
Пловец с Каймановых островов побил мировой рекорд на чемпионате мираСпорт, 13:11
Сэм Альтман пожертвует $1 млн в инаугурационный фонд ТрампаПолитика, 13:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Эффект лизинга: сократить расходы, наладить процессы и получить рекламуРБК и Альфа-Лизинг, 12:55
Потанин посоветовал акционерам «Норникеля» «потерпеть с дивидендами»Инвестиции, 12:42
На трассе М-4 «Дон» произошло шесть аварий с участием 13 автомобилейОбщество, 12:38
Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательногоРБК и Сбер Первый, 12:30
Большунов после болезни неудачно выступил в спринте на этапе Кубка РоссииСпорт, 12:25
В Белгородской области при атаке дронов погиб ребенокПолитика, 12:15
Движение по трассе «Дон» в сторону Москвы перекрыли из-за ДТПОбщество, 12:06