Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Лидеров не сгенерируешь: чему высшее образование должно учить в эпоху ИИ

Вузы выпускают студентов, которые из-за ИИ не способны формулировать даже элементарные аналитические вопросы. А работа тем временем усложняется. Откуда в компаниях возьмутся лидеры, рассуждает Андрей Скорочкин, генеральный директор «Рексофт Консалтинга»
Фото: Joe Corrigan / Getty Images for AOL
Фото: Joe Corrigan / Getty Images for AOL

По данным отчета Future of Jobs 2025, развитое аналитическое мышление стало самой востребованной компетенцией среди работодателей.

Формальные дипломы и пустые головы

На защите диплома выпускник ведущего вуза стоит перед комиссией. Тема его работы звучит убедительно, оформление соответствует всем требованиям: ссылки проставлены, отступы от краев сделаны, шрифт Times New Roman, 14-й кегль. Презентация проходит бодро. Но если задать ему один простой вопрос: «Зачем вы написали этот диплом?», он, скорее всего, растеряется. А потом неуверенно ответит: «Потому что надо было».

В последние пять лет защита диплома, неважно, в бакалавриате, магистратуре или аспирантуре, превратилась во многих случаях в формальную процедуру, где студенту более важно правильно оформить работу, чем продемонстрировать ее осмысленность. Студент точно знает, какой процент оригинальности допустим в «Антиплагиате», но далеко не всегда понимает, в чем ее практический или теоретический смысл, зачем эта работа вообще нужна.

Из сотни студентов, с которыми я сталкивался на собеседованиях и экзаменах в вузах, менее 10% способны отстоять свою точку зрения, да и вообще иметь хотя бы какую-то обоснованную точку зрения и не бояться ее транслировать и защищать. Именно эти люди в дальнейшем становятся топ-перформерами — теми, кто обеспечивает наилучшие результаты в компании. Это происходит потому, что они, в отличие от остальных, умеют не только выполнять задачи, но и видеть широкую картину, анализировать причинно-следственные связи, задавать себе вопросы «зачем?», «а что если?» и т.д. Почему так мало таких ребят? Потому что система образования на всех уровнях формирует, как правило, совершенно других людей.

Машина по производству исполнителей

Современная образовательная модель ориентирована на конформизм. В школе ученикам дают четкие алгоритмы: реши задачу по формуле, напиши эссе по шаблону — любые отклонения наказываются. В университете это превращается в «скачай методичку», «собери реферат по материалам из первой страницы Google». Плюс активно развиваются групповые форматы работы. С одной стороны, это, конечно, хорошо — студенты учатся взаимодействовать друг с другом, но с другой — размывается личная ответственность, девальвируется персональное, отличное от других мнение, компромисс и конформизм становятся поощряемой нормой. Зачастую в групповой дискуссии побеждает самый громкий и наглый, а не самый умный. В результате ни у кого нет необходимости по-настоящему разбираться в теме — оценка все равно будет общая.

А в последнее время в дополнение ко всему процесс обучения стал слишком уж часто сводиться к формуле «спроси ChatGPT».

Что происходит, когда это становится нормой не только в учебе? Свежее исследование Microsoft подтвердило, что сотрудники, часто пользующиеся ИИ в работе, демонстрируют более низкий уровень критического мышления. Чрезмерная вера в ИИ приводит к снижению качества самостоятельного анализа и неумению критически оценивать информацию. Исследование Швейцарской бизнес-школы показало, что сильнее всего зависимости от ИИ-инструментов подвержены молодые специалисты в возрасте от 17 до 25 лет. Как результат, они демонстрируют низкие показатели критического мышления по сравнению с более старшими коллегами.

Когда ИИ заменяет анализ и поиск решений, а шаблонные задания формируют мышление по лекалам, то система образования по большому счету проваливает свою миссию развить способность мыслить, искать решение, препарируя проблему с разных сторон, анализировать и концептуализировать. Да, закладываются какие-то базовые знания по основным дисциплинам, но что с этим делать потом… Только спрашивать у ChatGPT ответ на каждый вопрос. Формируется клиповая, реактивная модель восприятия реальности, где не нужно вообще что-то запоминать и держать в голове, ведь любой ответ всегда под рукой, в любимом смартфоне.

Зачем и как учить управленцев работе с ИИ: три аргумента и четыре шага
Образование
Фото:Midjourney

В то время как образование приучает людей подстраиваться под систему и идти по пути наименьшего сопротивления, рынок труда движется в противоположном направлении. По прогнозам McKinsey, уже к 2030 году около 30% нынешних рабочих мест будут автоматизированы за счет генеративного ИИ. Но чем больше рутинных задач перейдет к алгоритмам, тем выше будет спрос на навыки, которые машины не могут заменить: критическое мышление, нестандартный анализ, интеллектуальная гибкость. Работодатели уже сегодня говорят о нехватке специалистов с такими навыками, а с ростом автоматизации этот разрыв только увеличится. Однако вместо того чтобы готовить людей, способных адаптироваться к новой реальности, система образования продолжает штамповать тех, кто не привык думать самостоятельно, а ищет готовые ответы.

Все новое — это хорошо забытое старое

История показывает, что настоящие интеллектуальные лидеры всегда формировались в среде, где поощряли дискуссии, сомнения и индивидуальное мышление. Можно вспомнить несколько моделей, которые доказали свою эффективность. Одна из них — античная система академий, где обучение строилось на поиске истины через противоречия и споры. В Древней Греции студенты проводили время в личных беседах с наставниками, а не за выполнением механических задач. Целью было не заучивание, а развитие гибкости ума.

Другой пример — немецкая университетская модель XIX века, заложенная Вильгельмом фон Гумбольдтом. В отличие от схоластического подхода, основанного на передаче зафиксированных знаний, эта система делала упор на исследовательскую работу, сочетание преподавания и научной деятельности, а также на развитие академической свободы. Немецкие университеты того времени воспитывали мыслителей, а не просто специалистов.

Однако современные тенденции массовой стандартизации образования постепенно сводят обучение к механическому воспроизведению информации. Университеты все чаще ориентируются на «массовый продукт», где личные интеллектуальные достижения отходят на второй план. Образование переходит в формат онлайн-курсов, видеолекций и стандартизированных программ, которые легко автоматизировать. Живое общение с преподавателями вытесняется цифровыми материалами.

Другими словами, в ближайшие годы очное образование может стать привилегией. Компании начнут целенаправленно искать людей, которые получили знания в среде, поощряющей индивидуальное мышление. Лидеры будущего будут расти не в университетских потоках на 500 человек, а в малых академиях, где главным инструментом обучения станет дискуссия, а не шаблонный набор знаний. Те, кто способен формировать собственный взгляд на вещи, будут обладать конкурентным преимуществом. Возвращение к подходам, напоминающим античные, может стать ключом к подготовке специалистов, востребованных в современном мире.

Рынок труда не может ждать

Если классические участники системы образования не смогут быстро адаптироваться к запросам работодателей, бизнесу придется взять инициативу на себя. Даже если компании не готовы инвестировать в долгосрочные образовательные проекты, им все равно приходится тратить время и деньги на ликвидацию разрыва в навыках и компетенциях. Согласно исследованию Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, в первый год работы выпускников вузов компании вынуждены переобучать почти четверть из них. Чаще всего это происходит в формате наставничества, что свидетельствует о недостаточном соответствии системы высшего образования требованиям рынка труда.

Как и чему сейчас стоит учить руководителей
Образование
Фото:Midjourney

Мы уже видим, как крупный бизнес начинает строить параллельную систему образования — от школьной скамьи до корпоративных университетов. Например, ежегодно около шести тысяч учеников из «ФосАгро-школ» изучают углубленные программы по математике, физике и химии, затем продолжают обучение в профильных вузах и колледжах, а после трудоустраиваются на предприятия компании. А «Сбер» создал Корпоративный университет, где обучение топ-менеджеров строится на решении реальных бизнес-задач компании. Похожие программы есть у «Росатома», «Газпрома» и других крупных корпораций.

Из международной практики стоит отметить корпоративную академию Apple University, где руководители изучают принципы дизайн-мышления и принятия решений на реальных примерах из истории компании. Google University предлагает курсы по самым актуальным направлениям бизнеса — от управления инновациями до стратегического лидерства. В Amazon работает программа развития лидеров, основанная на ключевых принципах компании и реальных бизнес-вызовах.

Такой подход позволяет в какой-то степени решить проблему нехватки квалифицированных кадров, но, конечно, фундаментальное, базовое образование вряд ли сможет заменить — это все-таки задача государства.

Перемен требует система образования

Вот несколько ключевых изменений, которые необходимо внедрить в систему образования:

  • Отказ от шаблонных кейсов в пользу комплексных задач с многими переменными и сценариями решений, обсуждение в форматах дискуссионных клубов.
  • Развитие парадоксального мышления, которое подразумевает совмещение противоположных точек зрения, позволяет взглянуть на старые установки по-новому.
  • Увеличение доли фундаментальных знаний, максимальное расширение кругозора — классическое академическое образование.
  • Максимально очный формат, несмотря на очарование кажущейся эффективностью цифрового.
  • Внедрение программ менторства действующих профессионалов из крупных компаний в базовые образовательные программы университетов, активное использование практического опыта и «взгляда со стороны».
  • Создание совместных лабораторий университетов и корпораций, где студенты решают актуальные стратегические задачи компаний.
  • Обучение критическому использованию ИИ. Вузы должны научить будущих руководителей воспринимать ИИ как инструмент, дополняющий, а не заменяющий стратегическое мышление.

Как это ни парадоксально, внедрение ИИ в программы обучения для поддержки максимально индивидуального подхода к каждому студенту. Все люди по-разному воспринимают информацию. Для лучшего усвоения сложного материала важна индивидуальная подача. И здесь ИИ может сыграть положительную роль, стать помощником для вуза в создании индивидуальных образовательных траекторий и в том самом индивидуальном формате подачи информации.

Если образование не пересмотрит свои принципы, компании и государство в целом рискуют остаться без сотрудников, способных решать реальные проблемы. В этом случае уже через одно поколение мы получим мир, где никто не сможет задать вопрос «зачем?».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 16:26
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 16:26
В НХЛ ответили Третьяку на идею пригласить «Вашингтон» на турнир в России Спорт, 16:34
Как угольные предприятия повышают безопасность инфраструктуры Отрасли, 16:32
Мировые цены на медь выросли до нового рекорда из-за страха дефицита Инвестиции, 16:32
В Чечне объявили режим беспилотной опасности Политика, 16:30
Маршрут к возможностям: как поддержать бизнес в креативных индустриях Отрасли, 16:30
Лоукостер «Победа» запустит услугу по провозу увеличенной ручной клади Технологии и медиа, 16:29
Что происходит с рынком промышленной автоматизации России Тренды, 16:23
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Устойчивое строительство: как уменьшить нагрузку на энергосистему и ЖКХ Отрасли, 16:19
Онлайн и офлайн в одной корзине: что такое бесшовный шопинг сегодня Стиль, 16:19
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 16:19
Банкир из Euroclear попал под подозрение из-за 155 поездок в Россию Политика, 16:12
Российская теннисистка объяснила амбициями переход под флаг Узбекистана Спорт, 16:08
В Испании 17-летний чемпион по мотокроссу погиб во время тренировки Спорт, 16:00