Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Как российским фабрикам поможет интернет-торговля

Фото: obuvrus.ru
Фото: obuvrus.ru

Стремительно падающий рубль дает российским производителям шанс выйти на зарубежные рынки. На нас играют эффект новизны, развитие интернет-торговли и возможность демпинговать.

​Боевые самолеты и противоракетные комплексы российского производства пользуются спросом за рубежом. Но экспортный потенциал нашей страны намного шире. Надо только создать подходящие условия.

Например, я часто общаюсь с итальянскими обувщиками. Для этого мне не нужно даже покидать родной город: в Новосибирск часто приезжают представители итальянской торгово-промышленной палаты. Отраслевые союзы и объединения предпринимателей с Апеннинского полуострова также активны и в других крупных городах России. То, как они продвигают интересы своего бизнеса за рубежом, достойно подражания.

Эффект новизны

Нашей стране тоже нужна концепция продвижения российского бизнеса и российских товаров за рубежом. Иностранцам интересны не только наши нефть и оружие. Уверен, что и одежда и обувь российского производства найдут своих покупателей за границей. Для жителей зарубежных стран это что-то новое: другой ассортимент и дизайн. Всегда есть категория потребителей, которая любит экспериментировать. Эффект новизны может сработать в нашу пользу.

Кто-то может сказать, что во всем мире потребительский рынок занят китайскими товарами и конкурировать с ними очень сложно. Это так, но не будем сдаваться заранее. Есть ниши, которые мы можем занять. Тем более что в текущих условиях мы можем быть очень конкурентоспособными по цене.

Среди популярных товаров могут быть российские кондитерские изделия, которые сильно отличаются от импортных аналогов, подобной продукции просто не найти за рубежом. Так, кондитерское объединение «Победа» экспортирует свой шоколад в 20 стран, покупатели — не только выходцы из России, но и просто любители горького шоколада. Кондитерское объединение «Любимый край» (ТМ «Посиделкино») продает свою продукцию в странах СНГ, а также в Грузии, Израиле, США. Доля экспорта в общем обороте компании за 2014 год в натуральном выражении составила 5%.

Может быть востребован и наш алкоголь. Так, Алкогольная сибирская группа (бренды «Пять озер», «Хаски») уже поставляет продукцию более чем в 50 стран мира. Даже чай, кофе и соусы пользуются спросом на зарубежных рынках. Один из крупнейших производителей чая и кофе в России — ГК «Орими Трейд» (ТМ Greenfield, «Принцесса Нури») — в 2014 году экспортировал около 11% продукции от общего объема продаж.

Могут быть востребованы меховые изделия, одежда, мебель, которая производится в России. Так, по данным маркетинговой компании «Экспресс-Обзор», в 2014 году экспорт мебели из России вырос почти на 20%, доля экспортных поставок в общем объеме российского производства мебели достигла 10,5%. Основными драйверами роста стали мягкая мебель, матрасы и матрасные основы.

Что касается поставок обуви на зарубежные рынки, то пока экспорт ничтожно мал. По данным Discovery Research Group, доля экспорта не превышает 0,5% от общего объема российского производства.

Да и наша компания обувь пока не экспортировала. Для нас ключевым рынком является российский, он слабо консолидирован и слабо насыщен, поэтому его еще осваивать и осваивать. Мы оцениваем емкость российского рынка по всем нашим брендам в 3 тыс. магазинов, а у нас сейчас их более 400, поэтому есть куда расти. Однако мы рассматриваем возможности продажи нашей обуви в странах ближнего зарубежья, например в Казахстане. Будем пробовать это делать самостоятельно через наши интернет-магазины.

Благодаря девальвации у наших товаров появилось весомое ценовое преимущество при сопоставимом качестве. Заработная плата на российском обувном производстве в долларовом эквиваленте при текущем курсе меньше, чем в том же Китае, примерно на 40–50%. А доля заработной платы в себестоимости продукции (если будем смотреть в долларах) также снизилась. Как результат себестоимость нашей обуви в долларах сейчас в среднем на 30–40% меньше, чем у импортных аналогов.

Конечно, строить свою стратегию, опираясь только на цену, не совсем правильно, так как девальвационный эффект ограничен во времени и длится не более двух-трех лет. К тому же нужно учитывать, что часть комплектующих приходится импортировать, российских материалов мало, и они тоже со временем дорожают. И для покупателей все-таки большую роль играет не только цена, но и бренды, интересный дизайн, уникальные потребительские свойства и т.п.

Своя площадка ближе к делу

Как наладить продажи за рубеж? Благодаря распространению интернета сделать это стало куда проще — можно обойтись без участия в выставках и создания представительств.

В конце прошлого года президент поручил правительству создать проектный офис, основная цель которого — увеличивать объемы интернет-продаж товаров российских производителей за рубеж. Самый простой вариант — начать сотрудничать с иностранцами. О своей заинтересованности принять участие в создании торговой интернет-площадки для экспорта российских товаров уже заявила китайская Alibaba Group. Другой интернет-гигант из Поднебесной пошел еще дальше: онлайн-площадка JD.com начала с 18 января продавать российские товары в Китае. Пока еще рано говорить об эффективности таких проектов для наших брендов, однако в любом случае у глобальных игроков уже сформировался круг постоянных поставщиков, и пока представленность российских товаров на таких площадках будет слабой, у них есть риск там просто затеряться.

Так что неминуемо мы придем к необходимости создания отечественной площадки. Сделать ее хотя бы близкой по популярности к Alibaba или eBay— очень сложная задача. Но надо пытаться. Многие площадки с нуля набирали большие обороты. Например, популярный интернет-магазин одежды и обуви — Asos, самый большой независимый интернет-магазин в Великобритании, вырос в глобальную онлайн-площадку, которая предлагает товары более 850 брендов и поставляет ее более чем в 190 стран мира. Еще один пример из Китая — интернет-магазин модной одежды Romwe, был основан в 2009 году, сейчас поставляет одежду, разработанную китайскими дизайнерами, во все страны мира.

В качестве такой площадки может выступить один из уже действующих крупных российских онлайн-гипермаркетов. На этой площадке должны присутствовать не сто, а сто тысяч наших брендов. И еда, и одежда, обувь, мебель — все, что в России производится, должно там быть. Может быть, это прозвучит несколько громко, но новая интернет-площадка — это хороший механизм поддержки оте­чественного производства. В этом мы убедились на себе.

Первый интернет-магазин начал работать весной 2014 года, сейчас их четыре. Пока доля интернет-торговли в нашем товарообороте совсем небольшая, зато показатели быстро растут: в 2015 году интернет-продажи почти удвоились. Сейчас на российском обувном рынке доля e-commerce составляет около 2%, для сравнения: в Европе — 15%. По нашим прогнозам, через пять лет доля интернет-продаж на российском обувном рынке достигнет 10%, и мы стремимся к таким же показателям.

Основная проблема такого интернет-магазина — как внутри России доставить товар от производителя до экспортной точки. Без решения логистического вопроса площадка работать не сможет. Однако сейчас инфраструктура для доставки товара внутри страны активно развивается. О готовности участвовать в проекте заявила «Почта России». Она уже выступила партнером JD.com по экспорту российских товаров в Китай и будет доставлять товар до границы.

Главное — это, конечно, наличие интересных российских брендов, товаров. Если будем предлагать качественную продукцию и хорошие цены, то проект будет успешным. Ненужный, невостребованный товар не продашь ни на eBay, ни на отечественной площадке.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 21 мая
EUR ЦБ: 98,58 (-0,19)
Инвестиции, 20 мая, 16:34
Курс доллара на 21 мая
USD ЦБ: 90,65 (-0,33)
Инвестиции, 20 мая, 16:34
Исполнители теракта в «Крокусе» не стали обжаловать продление ареста Общество, 03:09
В Польше девятерых человек заподозрили в диверсиях по заказу России Политика, 02:49
В США не исключили санкций против МУС из-за ордера на арест Нетаньяху Политика, 02:47
В Харькове прозвучали взрывы Политика, 02:26
ООН будет считать Зеленского президентом, несмотря на не прошедшие выборы Политика, 02:04
Эксперт рассказал, что вертолет президента Ирана мог бы спасти радар Политика, 02:00
Гладков сообщил об обстреле Шебекинского городского округа Политика, 01:53
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Небензя заявил об ответных шагах на отклонение проекта России по космосу Политика, 01:36
Politico узнало об опасениях в США о риске третьей мировой из-за Раиси Политика, 01:27
Россиян с доступом к гостайне обязали за месяц уведомлять ФСБ о выезде Политика, 01:16
Минздрав предложил добавить тапентадол в список наркотических средств Политика, 00:57
В Петербурге курсанту дали восемь лет за попытку поджечь релейные шкафы Общество, 00:36
Глава СПЧ предложил запретить женщинам в России носить никабы Общество, 00:24
В Белгороде запущена сирена ракетной опасности Политика, 00:15