Структура Рослесхоза назвала преувеличенным ущерб от лесных пожаров
Ущерб от лесных низовых пожаров в России сильно преувеличен, так как такие пожары нередко ускоряют обновление лесов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Рослесинфорг (лесоучетное госучреждение Рослесхоза).
«В 2020 году огнем пройдено порядка 9 млн гектаров, а погибло лишь 15–20% насаждений. Это значит, что потери лесного фонда в процессе лесных пожаров сильно преувеличены», — заявили в ведомстве, добавив, что оценить ущерб от лесных пожаров лета 2021 года можно будет только через год.
В Рослесинфорге напомнили, что существуют верховые пожары, которые действительно выжигают дотла окружающую среду и нарушают естественное течение жизни леса, и низовые пожары, которые, напротив, действуют положительно, ускоряя обновление лесов.
Это происходит благодаря тому, что лесные пожары высвобождают ценные питательные вещества в лесной подстилке и выжигают напочвенный покров. К тому же высокая температура способствует раскрытию шишек. В результате опавшие с сохранившихся деревьев семена могут лучше прижиться, объяснили собеседники агентства.
По словам экспертов Рослесинфорга, значительная часть леса способна восстановиться без участия человека, а на полное восстановление сгоревшего леса в среднем требуется 10–15 лет.
Научный эксперт Российского экологического движения, эксперт ОНФ Илья Рыбальченко, в свою очередь, заявил РБК, что любой лесной пожар является проблемой, так как грань между низовым и верховым пожаром при определенных условиях преодолевается за 10 минут.
«Лес — это не «только сосенки», это еще и, говоря научным языком, низовые кусты, которые являются частью биоценоза, и трава, и мох, и микориза — полезные бактерии, которые необходимы для того, чтобы «работали» корни. Если они выжигаются, ничего хорошего с остальным лесом не произойдет», — подчеркнул он.
В качестве примера эксперт привел второй по величине в мире — Кисловодский национальный парк. Когда в нижнем парке для красоты вычистили кусты и травы, оставив только большие растения, высокие деревья, из парка исчезли белки, так как пропала определенная часть пищевых, биологических цепочек, отметил Рыбальченко.
Эксперт напомнил, что еще одной угрозой для людей и животных могут стать выделяемые при неконтролируемом горении диоксины и фураны, которые являются токсичными химическими веществами.
«Лес новировать надо обязательно. Но осмысленно. В соответствии с картами, планами, схемами. А не надеяться на то, что пожар что-то сделает за нас», — заключил Рыбальченко.
В 2021 году крупные лесные пожары произошли во многих регионах России, особенно сильно пострадали Якутия и Иркутская область, в том числе из-за сухой и жаркой погоды. Также огонь получил распространение в Челябинской области предположительно из-за неосторожного обращения с огнем в Джабыкском участковом лесничестве. Власти региона вводили режим ЧС, следователи возбудили уголовные дела.
В сентябре руководитель лесной программы российского отделения Greenpeace Алексей Ярошенко заявил, что 2021 год стал рекордным по общей площади лесных пожаров в России с начала XXI века. По его словам, в прошлом году пожар повредил 18,1 млн га.
В этом году, согласно данным Рослесхоза, лес сгорел на территории 18,2 млн га, подчеркнул Ярошенко.