Ректор СШЭ: Кризис - повод внести изменения в программы бизнес-школ
Глава ведущей бизнес-школы в Швеции разделяет известное мнение бывшего главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Алана Гринспена о неизбежности новых финансовых кризисов и не надеется, что их можно будет так или иначе предотвратить. Однако, считает он, необходимо внести изменения в программы школ, добавив в них как минимум больше истории предыдущих финансовых потрясений, поскольку многие явления из них вполне применимы к тому, что происходит сейчас.
Кризис застал Стокгольмскую школу экономики в канун 100-летнего юбилея, подбросив ложку дегтя в праздничный год и несколько подсократив выручку. Впрочем, несмотря на некоммерческий характер школы и существование на деньги спонсоров, этот удар СШЭ удалось вынести без тяжелых потерь - в основном благодаря консервативной политике распоряжения основным фондом школы, составляющим около 1,5 млрд шведских крон (145 млн евро), отмечает Л.Бергман.
Сильнее других от кризиса пострадали корпоративные программы, отмечает в свою очередь Питер Хагглунд, руководящий в СШЭ программами Executive MBA и персональными курсами для топ-менеджеров компаний. Это вполне естественно: в условиях кризиса корпорации сокращают расходы, и им становится не до инвестиций в образование. Тем контрастней здесь выглядит ситуация в России, где, несмотря на кризис, курс слушателей корпоративных программ в прошедшем учебном году был полностью заполнен учениками.
Отличия российского филиала школы, впрочем, на этом не ограничиваются. Во многом, отмечают в один голос все опрошенные эксперты СШЭ, Россия идет своим особым путем, и в сфере бизнес-образования в частности. Так, в той же самой Швеции и других странах Европы наиболее распространенной практикой является отправка сотрудников на курсы в бизнес-школы для повышения квалификации, отмечает П.Хагглунд. Подобная инвестиция в персонал оправдана в долгосрочной перспективе и подходит для стабильной и спокойной рабочей обстановки, характерной для развитых стран, где сотрудники десятилетиями работают на одну и ту же корпорацию. В России же подавляющее большинство учеников СШЭ – люди, пришедшие из разных видов бизнеса и лично оплачивающие довольно дорогое обучение. Это накладывает определенный отпечаток на подход к обучению: если в Швеции школа активно задействует опыт компании, подгоняя программы под конкретные нужды и цели, то российским слушателям приходится давать более широкий и универсальный пласт знаний.
Длительное время российское подразделение СШЭ было убыточным. Ситуация, опять же, изменилась к лучшему в кризисный 2008-2009 учебный год, когда филиал в России вышел на самоокупаемость. П.Хагглунд видит в этом назревшую потребность российских компаний в квалифицированных управленческих кадрах; ректор же российского подразделения СШЭ Андерш Лильенберг отмечает, что в России образование рассматривается многими как выгодная инвестиция в себя и кризис подтолкнул к подобного рода вложениям в образование.
Как бы то ни было, оба эксперта единодушны в том, что в последние годы им приходится сталкиваться с качественно новым составом будущих российских MBA. Если 10 лет назад это были люди, приходившие за базовыми знаниями, то теперь основная масса учеников – менеджеры с богатым управленческим опытом, имеющие конкретные вопросы к школе и ее преподавателям. Так, теперь российские посетители бизнес-школ хотят знать, как расширять производство, управлять большой сетью поставщиков, наладить систему полностью российского производства, и составителям курсов приходится подбирать особый, подходящий для этих целей контент, говорит П.Хагглунд. По его словам, программы СШЭ – это своеобразное зеркало развития российского бизнеса и российской промышленности, совершивших качественный скачок за последнее десятилетие.
Стокгольмская школа экономики (SSE) была основана в 1909г. группой бизнесменов-энтузиастов и в настоящий момент занимает лидирующие позиции среди бизнес-школ Скандинавии и стран Балтии. Филиалы школы действуют в Латвии и России (с 1997г.).