В Большом - премьера "Огненного ангела"
Оперное творчество Сергея Прокофьева - особая страница в истории Большого театра. Многие оперные спектакли были поставлены Борисом Покровским - “Война и мир” (1959, 1981), “Семен Котко” (1970), “Игрок” (1974), “Обручение в монастыре” (1982). В 2001 году вторую постановку оперы “Игрок” в Большом театре осуществил Александр Титель. В 1997 году знаменитый режиссер Питер Устинов поставил в Большом “Любовь к трем апельсинам”. Сегодняшняя постановка “Огненного ангела” - первая на сцене Большого. Таким образом, почти все оперные произведения Прокофьева (кроме “Маддалены”) получили в Большом театре сценическое воплощение.
В ХХ веке на сцене Большого театра была широко представлена и балетная музыка Сергея Прокофьева. В историю отечественного и мирового балета вошли постановки балетмейстеров Ростислава Захарова - “Золушка” (1945), Леонида Лавровского - “Ромео и Джульетта” (1946) и “Сказ о каменном цветке” (1954), Алексея Варламова - “Петя и волк” (1959), Ольги Тарасовой и Александра Лапаури - “Подпоручик Киже” (1963), Юрия Григоровича - “Каменный цветок” (1961) и “Иван Грозный” (1975), Джорджа Баланчина - “Блудный сын” (1991). Балетная музыка Сергея Прокофьева получила на сцене Большого театра новое воплощение уже в ХХ1 веке - в 2003 году балетмейстер Раду Поклитару и режиссер Деклан Доннелан создали новую оригинальную версию “Ромео и Джульетты”.
Опера “Огненный ангел” по одноименному историческому роману (1907-1908г.) Брюсова была задумана Сергеем Прокофьевым, когда он находился в США, но большая часть ее была написана в Германии, в Баварских Альпах, вблизи монастыря Этталь. Завершена опера во Франции, а на все вместе ушло почти восемь лет интенсивной сочинительской работы в первые годы пребывания за границей (1919 - 1927г.). Премьера первой сценической постановки “Огненного ангела” состоялась 15 сентября 1955 года в Венеции, уже после смерти Прокофьева. Первоначальный текст либретто композитор записывал на полях книги Брюсова. “Огненный ангел” ближе всего подходит к жанру остроэкспрессивной романтической драмы, в которой воплощение конкретной исторической эпохи сплетается с фантастикой и мистикой, пронизывающей средневековые легенды.