Торговые сети диктуют производителям цену на компьютеры
Игроки рынка говорят о том, что лидерами продаж ноутбуков являются западные сети, которые приходят на наш рынок, в основном, через ретейл. Позиции российских сборщиков компьютеров сильны в производстве настольных компьютеров. Просчитав рентабельность проекта по сборке ноутбуков, многие отечественные компании решили остановиться и специализироваться на производстве десктопов.
"Мы проигрываем (западным компаниям) в том, что (отечественное) производство располагается на территории Москвы и МО, где высокие зарплаты сотрудников. Когда зарубежные коллеги узнают зарплаты, которые получают наши сборщики, они говорят, что они бы давно разорились, если бы такие зарплаты были на Тайване. В итоге себестоимость производства компьютеров дорогая", - рассказывает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор по маркетингу группы компаний "Формоза" Елена Самойлова.
Участник рынка отмечает, что в III и IV кварталах 2007г. спрос на ПК превышал предложение. Иностранные компании не могли удовлетворить потребности своих российских покупателей. Они объясняли это тем, что до недавнего времени Россия занимала далеко не ведущие позиции в общем объеме продаж и "отгрузки в нашу страну рассматривались как второстепенные со стороны больших игроков компьютерной индустрии".
Увидев потенциал российского рынка, зарубежные компьютерные компании заявили о готовности увеличивать свое присутствие на российском рынке в течение ближайших двух-трех лет. Это может привести к демпинговым войнам и консолидации рынка в руках крупнейших игроков. "Я думаю, что на долю пяти компаний будет приходится 60% рынка ПК или на долю 10 компаний – 70% рынка. В принципе, ситуация будет аналогична той, что в Европе. В 2008г. мы ожидаем маркетинговые и ценовые войны между производителями", - предполагает генеральный директор компании Kraftway Алексей Кравцов.
Между тем игроки отмечают насыщение рынка ПК и перераспределение каналов продаж. Некоторые отечественные компании перемещают свое производство из Москвы в регионы России, где, безусловно, проще конкурировать с местными сборщиками. Однако в регионах рынок ПК более чувствителен к цене, в то время как на рынке декстопов переплата за бренд может составлять до 50-70% от цены. Отчасти торговые сети диктуют производителям ценовую политику. "Я оцениваю маржинальность сетей не менее 40% от цены производителя", - говорит Е. Самойлова. Многие отечественные компании создают собственный сбытовой канал, чтобы сделать свой товар более доступным для массового потребителя.
Хотя компьютеры в России все равно стоят дороже, чем на Западе. Например, в Америке ноутбук в период распродаж может стоить 250 долл, в России – 1,5 тыс долл. Причина кроется, по словам самих производителей, в том, что люди в нашей стране считают, что хорошая техника не может стоить дешево.
То, что российский компьютерный рынок сохранит высокие темпы роста, подтверждают данные ВЦИОМ. Согласно опросу, проведенному в конце 2007г., каждый десятый житель нашей страны ставит перед собой задачу в ближайшие два-три года приобрести компьютер. Другой вопрос, смогут ли потенциальные покупатели достичь того уровня платежеспособности, когда компьютер станет им по карману.
По данным ИА "Росбизнесконсалтинг" и программы "Сфера интересов".