ОТП Банку надоела просрочка
Как стало известно РБК daily, ОТП Банк с помощью консалтинговой компании McKinsey разработал особую программу по борьбе с просроченной задолженностью, которая уже превысила 20% от кредитного портфеля. Куратор проекта — зампред правления банка Сергей Капустин, известный на рынке риск-менеджер, рассчитывает снизить уровень просрочки к концу года на четверть.
Первое полугодие текущего года оказалось не слишком успешным для венгерского ОТП Банка. Доля просроченной задолженности по кредитному портфелю выросла за год с 14,8 до 20,6%, а чистая прибыль снизилась почти в два раза, до 1,5 млрд руб., говорят данные МСФО банка. По словам участников банковского рынка, за такие показатели своей должностью заплатил президент банка Золтан Иллеш, которого венгерская группа отстранила от управления кредитной организацией месяц назад.
ОТП Банк разработал программу по решению проблем с просрочкой. Ответственным за нее назначен зампред правления Сергей Капустин, который работает в банковской сфере более десяти лет и известен на рынке как профессиональный риск-менеджер. Свою карьеру в ОТП Банке он начал в 2008 году, заняв должность директора дирекции оценки и методологии рисков. Спустя три года его переманил Евгений Бернштам в свою компанию «Домашние деньги» на должность директора по рискам. Чтобы решить проблемы с качеством кредитного портфеля, венгры решили вернуть рисковика, и в этом году он назначен зампредом правления ОТП Банка и директором дивизиона по управлению рисками.
Как рассказал РБК daily Сергей Капустин, банк запустил ряд проектов, которые разработали для него консультанты McKinsey. По его словам, на первом этапе реализации проектов ОТП Банк открыл в Омске новый операционный центр по взысканию проблемной задолженности (один уже работает в Москве), а также пересмотрел подходы к сбору задолженности и взаимодействию с коллекторскими агентствами.
«В июле мы запустили новый порядок распределения портфелей, передаваемых по агентской схеме коллекторским агентствам, начав еженедельно оценивать эффективность их работы. Тем агентствам, которые наиболее успешно взыскивают долги, мы передаем портфели от тех коллекторов, которые этот сбор осуществляют с меньшим результатом, — пояснил г-н Капустин. — Таким образом, мы более динамично перераспределяем портфели между коллекторскими агентствами».
На втором этапе, по словам Сергея Капустина, ОТП Банк намерен открыть центр по борьбе с мошенничеством, в который войдут аналитическое подразделение в Москве и подразделение в Омске. Сейчас центр работает в пилотном режиме. Также в рамках второй фазы банк разработает новые программы реструктуризации задолженности клиентов, попавших в сложное финансовое положение. «Я ожидаю, что от реализации этих мер до конца года просрочка снизится на четверть», — рассчитывает г-н Капустин.
Эксперты считают, что успех проекта будет зависеть не столько от мер, которые банк принимает, чтобы снизить просрочку, а от того, какие люди будут этим заниматься и насколько эффективно они будут этим заниматься. «Самое главное в реализации этих проектов — установка планов и контроля их исполнения и система мотивации. Персонал должен быть замотивирован на эффективность. Если этого нет, то у банка просто увеличатся расходы на содержание этих структур», — говорит директор департамента розничного бизнеса Связь-банка Алексей Бахаев, отмечая, что теоретически банк принимает правильные меры.
Директор департамента проблемных кредитов ВТБ24 Александр Пахомов добавляет, что распределение портфелей коллекторам в зависимости от эффективности, регулярная оперативная оценка их работы также, очевидно, положительно скажутся на качестве работы с плохими долгами. «Однако частота ротации портфелей между коллекторскими агентствами требует внимания, так как требуется определенный срок для контакта с клиентом, для сбора денег и т.д.», — отмечает г-н Пахомов.
Участники банковского рынка также отмечают, что McKinsey не часто привлекают для разработки программ по борьбе с просрочкой, хотя и отмечают, что по просьбе банков McKinsey разработает все что угодно. По мнению банкира, пожелавшего не называть себя, в случае если внедряемые проекты по борьбе с просрочкой не дадут планируемых результатов, вину за это можно будет возложить на консалтинговую компанию.