«Телезрители в прайме отворачиваются от традиционного «мыла»
В четвертом эпизоде проекта «Неделя ТВ-продюсеров в РБК daily» основатель и генпродюсер группы компаний Star Media ВЛАДИСЛАВ РЯШИН рассказал корреспонденту РБК daily КАТЕРИНЕ КИТАЕВОЙ, как биографический сериал возродил интерес у зрителя к Анне Герман и почему документальные фильмы могут быть развлекательными.
— В сентябре 2012 года на «Первом канале» стартовал сериал «Анна Герман». Вы можете рассказать, как пришла идея создать этот сериал и почему, долго ли вынашивался сценарий?
— Вообще концепция любого биографического проекта — дело очень энергоемкое. Сценарий именно этого проекта писался год, а идею очень долго вынашивали. Дело в том, что Анна Герман, польская певица, была очень популярна в нашей стране в советское время, у нее была, с одной стороны, очень яркая, красивая, но и безумно трагичная судьба. Для нас сериал «Анна Герман» с первого съемочного дня был уникальным проектом по сложности, драматичности, красоте. Плюс у нас была редкая возможность работать над сценарием по консультациям близких людей Анны Герман — мужа Збигнева Тухольского, членов ее семьи, подруг и официального биографа — пана Ендриховского. Когда мы показали наши наработки Збигневу, он настолько проникся проектом, что передал нам права на использование оригинальных фонограмм Анны Герман для этого сериала, чего он не делал все годы.
— Всегда ли выход подобных биографических сериалов возобновляет интерес у зрителя к герою истории?
— Так получилось, что сериал не только заставил зрителей сопереживать главной героине и ее близким, но и всколыхнул новую волну интереса к творчеству Анны Герман. Просмотры видеороликов с песнями Герман на YouTube выросли в сотни раз, книга «Анна Герман. Мы долгое эхо», а также сборник автобиографических мемуаров «Вернись в Сорренто?» стали бестселлерами отделов «Биографии», и найти их в свободной продаже оказалось практически невозможно. Сначала это было в России и на Украине, а теперь и в Польше.
— Сериал был ли показан в других странах?
— «Анна Герман» вышла на российском, украинском, белорусском, казахском и польском телевидении. Например, у главного польского телеканала TVP-1 средняя доля зрителей находится на уровне 13—15%. Причем Анна Герман как певица была там не очень популярна, но после выхода фильма польские зрители узнали, что у них была звезда такой величины. Наш сериал принес польскому телеканалу феноменальные цифры: средняя доля проекта по аудитории 4+ составила 40,77%. За всю историю национального телевидения такой уровень телесмотрения там удалось достичь второй раз. А когда сериал закончился, исполнительнице главной роли актрисе Йоанне Морро предложили записать диск с песнями Анны Герман. На волне успеха сериала в Польше у нас в копродакшне сразу ряд проектов.
— Документальный телефильм, идея создания этого проекта рождается чаще всего к знаменательной исторической дате или же есть что-то такое личное, о чем хочется рассказать?
— И моей команде, и мне лично интересны и близки исторические темы. Это то, чем мы увлечены на протяжении нескольких лет. Докудрама, а тем более историческая — особый жанр, который требует тщательного подхода. При создании каждого нового проекта мы тщательно готовимся, чтобы максимально правдоподобно показать часть истории, позволить зрителю окунуться в ту или иную эпоху. Естественно, это кропотливая работа с консультантами, историками, биографами, реквизиторами. Порой приходится восстанавливать костюмы по эскизам, собирать амуницию, если речь идет о военных историях.
— Как получается добиться того, что зритель ощущает масштабность события?
— Естественно, мы прибегаем к анимации и графике. При создании батальных массовых сцен, например, мы снимаем небольшие группы, которые затем размножаем с помощью компьютерной графики. Экстерьеры зачастую нам приходилось вырисовывать вручную. С помощью графики создаются исторические сцены, такие как пожар столицы и Смоленска в проекте «1812». Один из приемов, который мы используем, — это создание ощущения масштабности события через частные судьбы, глазами отдельных личностей, что рождает у зрителя эмоциональный отклик.
— В этом году — 400-летие дома Романовых. Знаю, вы готовите проект к этой знаменательной дате. Как сделать так, чтобы это не получился обычный документальный фильм?
— Это исторический многосерийный телепроект, который так и называется — «Романовы». В восьми сериях будет рассказана вся история царского рода — начиная с правления Михаила Федоровича и заканчивая расстрелом семьи Николая II. Премьера сериала состоится осенью на «Первом канале». «Романовы» — историческая реконструкция, где сочетаются игровое кино, историческая справка, документальная хроника: на экране русские цари будут влюбляться, страдать, принимать решения, словом, проживать обычную человеческую жизнь, при этом проект будет знакомить зрителя с интересными историческими событиями. При помощи графики мы создаем максимально исторически достоверную картину, которая дарит зрителю ощущение времени и позволяет увидеть царей глазами современников.
— К новому телесезону какие проекты вы приготовили и для каких телеканалов?
— Сейчас закончился съемочный период 12-серийного проекта «Чарли». Это формат известного американского сериала «Уилфрид». В российской адаптации история закручивается вокруг молодого человека, который ухаживает за девушкой, а у нее есть собака. При этом парень видит этого пса, который и есть главный герой, человеком в костюме собаки. Главную роль исполняет Максим Аверин. Но наш Чарли будет гораздо интереснее. Он эпатирует, временами бывает груб, но говорит правду, не юлит, не обманывает и не лицемерит. Все разыгрываемые ситуации — это отражение нашей реальной и действительной жизни. Чарли прямолинеен, как собака, но наделен всеми нашими людскими пороками и при этом мудрее и добрее многих из нас. Премьера сериала будет на «Первом канале».
Также мы снимаем продолжение сериала «Легавый» для НТВ. Прошлый сезон показал отличные цифры: «Легавый» оказался на первом месте в рейтинге топ-10 сериалов прошлого года, а также занял вторую позицию в общем рейтинге самых популярных программ российского телевидения в целом, уступив пальму первенства лишь шоу «Один в один!».
Из сериалов также готовим восьмисерийный проект «Бомба» для канала «Россия 1». Жанр сериала — исторический экшн, детектив, действие которого разворачивается в 1941—1945 годах. История будет строиться на реальных событиях, про противостояние советской и американской разведки. Это только несколько проектов, которые мы готовим к новому сезону.
— А какие еще?
— Также в производстве у нас есть еще один сериал, десятисерийная драма «Двойная жизнь» для «Первого канала», когда две женщины после смерти мужчины узнают, что они обе были его женами. Очень драматичная история, в которой главным героиням придется отпустить свое прошлое.
«Убить Сталина» — восьмисерийный военно-приключенческий фильм для «Первого канала», режиссером которого стал Сергей Гинзбург. Осень 1941 года, когда немецкие полчища докатились до Москвы. И руководство рейха решает нанести сокрушительный и коварный удар — убить Сталина.
Очень ожидаем премьеры нашего восьмисерийного проекта «Шулер» также на «Первом канале». Одесса, 1979 год, накануне Олимпиады. У главного героя есть давняя мечта — соединиться с отцом, который живет за рубежом. Он ведет двойную жизнь: должность научного сотрудника НИИ — лишь прикрытие для шулерской деятельности, в которой он стал абсолютным профи. Это очень сильный по энергетике проект, наполненный солнечным светом, запахом моря и неподражаемым одесским юмором и колоритом.
— Сколько сейчас стоит производство одного часа премьерного сериала?
— Вообще сложно определить среднюю цифру по рынку. Во-первых, все зависит от того, в какое время будет идти сериал: пред-прайм, прайм-тайм или же это дневной сериал. Во-вторых, производство эпизода включает много факторов: сценарий, эпоха, технологические и технические параметры, каст. Могу сказать, что если мы возьмем прайм-тайм на ведущих телеканалах, то на сегодня дешевле 250—300 тыс. долл. очень сложно снять одну серию, если мы хотим выйти на высокий уровень качества. При этом погружение в любую эпоху потребует дополнительных затрат.
Телезрители в прайме отворачиваются от традиционного «мыла». Российская аудитория становится все более искушенной, требовательной, подготовленной, она хочет получить не только качественную историю, интересный сюжет, но и качественную, динамичную режиссуру, хорошую актерскую и операторскую работу. Это видно по эфиру. В прайме мы все чаще встречаем полноценные киноработы, несмотря на то что они сериального характера.
— В последнее время наше телевидение стало полностью развлекательным, тем более есть огромное количество шоу. Вообще чувствуется конкуренция между вашей компанией и продакшнами, которые выпускают исключительно юмористический контент?
— Шоу присутствуют на многих ведущих телеканалах, но это всего лишь один из жанров во всей огромной палитре разнообразного контента практически каждого телеканала. Мы фокусируемся на производстве телевизионных фильмов и сериалов для прайма, но при этом диверсифицируем наш портфель, производя и докудрамы, и теленовеллы, и телевизионные фильмы, программы.
В 2006 году Владислав Ряшин с партнерами создал кинокомпанию Star Media. За это время было произведено большое количество хитовых проектов: «Смерть шпионам», «Широка река», «Котовский», «Анна Герман», «Брат за брата», «Остров ненужных людей», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Дело гастронома №1», «История государства Российского», «1812. Бородино», «Истребители». Сейчас компания выпускает более 600 ч теленовелл, прайм-тайм сериалов, десятки телевизионных фильмов в год, а библиотека прав составляет уже более 3,5 тыс. ч разножанрового контента. Также Владислав Ряшин занимался разработкой и съемками мюзиклов: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Золушка», «За двумя зайцами» с Пугачевой и Галкиным и тем же Андреем Данилко, потом «Сорочинская ярмарка».