Два совета президенту
Россия рискует скатиться в 1992 год по доле в мировой экономике. Чтобы избежать этого, нужны структурные реформы. Участники Петербургского экономического форума предложили на выбор президенту два варианта, с чего начать.
Радикальный вариант Кудрина
Откладывать масштабные реформы дальше нельзя, призвал глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин в интервью РБК в кулуарах Петербургского экономического форума. Ранее он предложил план таких реформ, включая сокращение военных расходов, пенсионную реформу и перераспределение властных полномочий от федерального центра губернаторам.
Начать нужно с досрочных выборов президента, предложил Кудрин на форуме. В преддверии выборов реформы не делаются, а новому главе государства «с новым мандатом доверия» было бы проще принимать непопулярные решения. С действующим президентом или с кем-либо из кремлевской администрации Кудрин по этому поводу не общался, уточнил он РБК.
На идею его натолкнуло изучение программы «100 шагов» президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. «Я обратил вдруг внимание, что Назарбаев передвинул выборы», — говорит он.
Пока власти много говорят о реформах, но реальные действия президента, правительства и Госдумы во многом перечеркивают антикризисные планы. «Все мы говорим о необходимости снижения давления на бизнес, снижения административных барьеров. Но за последний год административные барьеры выросли, а давление на бизнес усилилось. Это произошло в результате принятия документов, увеличивающих полномочия силовых органов в налоговых проверках, принятия закона о деофшоризации... В начале года увеличилось число проверок по ценообразованию», — перечисляет Кудрин.
Конституция устанавливает шестилетний президентский срок, перенос выборов возможен в двух случаях: импичмент или изменения в Конституцию и избирательное законодательство (закон о выборах президента), говорит зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. По его словам, первый вариант сейчас вряд ли возможен, второй — реален, так как вместе с ЛДПР и «Справедливой Россией» «Единая Россия» имеет конституционное большинство (две трети голосов, необходимых для изменения Конституции).
Но секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов увидел в заявлении Кудрина лишь попытку внести «определенную нестабильность в общество».
Для досрочных выборов главы государства должна быть прагматическая цель, например некая «программа реформ», рассуждает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Но, по его словам, для ее запуска нет политических препятствий и сейчас.
Мягкий вариант Грефа
План, как начать реформы, есть и у Германа Грефа. На ПМЭФ он пропагандировал представленное ранее президенту предложение создать ответственный за их проведение офис, подчинив его президенту.
«Необходимы личная вовлеченность первого лица, ограниченный набор реформ, специальный контролирующий офис и регулярная сессия управления по всем параметрам», — заявил он на сессии, посвященной реформе госуправления. В тон ему высказался экс-премьер Великобритании Тони Блэр, который отметил, что при первом сроке не создавал специальный офис по реформам, но затем понял, что иначе добиться выполнения указаний сложно.
«Я понял, что чиновничья среда не настолько отзывчива на указания сверху. Поэтому во второй срок организовал специальное подразделение», — сказал он.
Сам Греф возглавить такой офис не стремится: «Я не создаю места работы для себя, у меня есть маленькая организация». Кудрин отказался отвечать на аналогичный вопрос из зала.
В правительстве России больше десяти лет назад уже начинали административную реформу, и в том числе на основе британского опыта, напомнил Кудрин. «Помню, как все дружно начали отчитываться о целях, индикаторах, и потихонечку это заглохло. И даже не обсуждали почему», — вспомнил он. Новые стратегические задачи президент поставил в 2008 году, затем был «апдейт» при правительстве Медведева, однако, как признался Кудрин: «Я даже не помню, или эти программы перестали существовать, или тихо ушли в небытие, а потом появились указы 2012 года». Нужно неэффективных чиновников увольнять, предложил он.
С тем, что без радикальных мер реформы не произойдут, согласились и участники сессии. Голосование в зале показало: 65% считают, что пока реформ просто не будет, 14% допустили их успех, если удастся следовать плану, еще 20,5% предположили, что реформы в России состоятся, но займут годы.
Изменения без фанатизма
Реформы нужны, без них не удастся достигнуть роста экономики в 4%, считает министр экономического развития Алексей Улюкаев. Например, нужно менять подход к сокращению бюджетных расходов. «Инвестиционные расходы — это такая падчерица в этом доме бюджетных обязательств, они сокращаются в первую и увеличиваются в последнюю очередь», — посетовал он в интервью РБК, призвав поменять Бюджетный кодекс таким образом, чтобы сокращение таких расходов происходило в том же режиме, что и «защищенных».
Тем не менее на вопрос, когда начнутся реформы, он ответил: «Кое-что делается и по факту». В числе заслуг правительства он перечислил мораторий на плановые проверки малого бизнеса, создание механизма одного окна при поддержке предпринимательства на базе Агентства кредитных гарантий, меры поддержки несырьевого экспорта.
«Структурные реформы в стране идут такими темпами, которые возможны исходя из всего набора факторов: социальных, политических, экономических, финансовых, внешнеполитических. Конечно, хочется, чтобы это было быстрее. Но в такой огромной стране это очень-очень сложно», — сказал РБК вице-премьер Аркадий Дворкович.
Что скажет Путин
«Такая экономика не может развиваться. Идет концентрация ресурсов, потому что кажется, что через госкомпании легко контролировать все. Но так мы движется в модель старого мира из-за централизации», — не соглашается председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. По его словам, это основная проблема, за ней тянутся остальные: низкая эффективность, отток капитала, отсутствие серьезных инвестиций в интеллектуальный капитал.
Опрошенные РБК участники форума ждут, что скажет по поводу реформ президент. Речь идет о судебной реформе, защите частной собственности, вопросах верховенства закона, способах решения споров — всех тех параметрах, которые определяют инвестиционный климат в стране, перечисляет глава Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко.
При участии Алисы Штыкиной и Ольги Волковой