С.Иванов предлагает наказывать за уклонение от инноваций
Первый вице-премьер отметил, что речь идет не только о создании благоприятствующих трансферту технологий и оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор и обратно, хотя на сегодня это главный механизм модернизации гражданского сектора экономики.
По словам С.Иванова, речь идет о разработке системы мер, направленных на создание такой среды, когда ключевую роль должен играть не капитал, а идеи и умение доводить их до стадии коммерческой реализации.
С.Иванов также отметил, что сегодня факторы, тормозящие формирование инновационной модели экономического роста, видны вполне отчетливо. "В их числе высокая изношенность производственного аппарата, устаревшая технологическая структура, недостаток собственных финансовых ресурсов предприятий и трудность получения "длинных денег" у отечественных кредитных организаций", - сказал первый вице-премьер.
Кроме того, по словам С.Иванова, существует низкий платежеспособный спрос на новые продукты, недостаток квалифицированного персонала, инертность мышления немалой части российского делового сообщества. "Инновации - это всегда риск, а наш бизнес рисковать, просчитывать, вкладывать средства на длительную перспективу не привык и не любит. Все предпочитают жить сегодняшним днем по принципу: хапнул - и сижу дальше", - указал он.
С.Иванов считает, что создание инновационной среды даст импульс для воссоединения денег и идей. Он отметил, что сегодня в России два этих понятия разъединены: по одну сторону - безденежные идеи, по другую - безыдейные деньги. По его словам, основой такой среды, вне сомнения, должен стать механизм государственно-частного партнерства.
Для его эффективной работы необходимо определить направления, где партнерские отношения государства и бизнеса особенно важны, считает С.Иванов. Это прежде всего реализация организациями оборонно-промышленного комплекса проектов по созданию и производству высокотехнологичной продукции, рационализация структуры и повышение технологического уровня производства, а также использование лизинговых схем, различных видов кредитования и создание венчурных фондов.
Отметим, что отказаться от сырьевой зависимости в пользу экономики знаний в правительстве собираются не первый год. Между тем 2/3 российского экспорта сегодня, как и прежде, составляют природные ресурсы (в лучшем случае - первичной переработки). Некоторые эксперты отмечают, что точками роста "новой экономики" в стране все-таки станут особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, которые создаются с конца 2005г., и образованная в конце 2006г. Российская венчурная компания (РВК).
В то же время эксперты считают, что модель развития более восприимчива к инновациям, чем спекулятивная экономика, но тем острее, по логике инновационщиков, встают проблемы коррупции и компетенции государственных органов. К примеру, по подсчетам Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в результате реализации уже принятой федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" доля высоких технологий в ВВП снизится примерно в 2 раза.
Механизмы общественного контроля сегодня крайне актуальны, считает президент НАИРИТ Ольга Ускова, особенно на фоне деградации российской техносферы (износ оборудования во всех отраслях от 60% и выше).
Кстати, новый закон о льготном налогообложении также предусматривает и ускоренную амортизацию оборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, и расширение списка фондов, финансирование из которых не облагается налогом на прибыль, что также является потенциальной угрозой использования схем.
Остается добавить, что, по данным аналитиков, инвестиции в инновационные разработки в стране составляют на сегодня всего около 1% ВВП, и в результате доля РФ в мировом выпуске научно-технической продукции ничтожно мала - 0,3%, тогда как доля США - почти 15% (выше в 50 раз).