Вместо амнистии
Госдума единогласно одобрила законопроект, по которому один день в СИЗО засчитывается за полтора дня в колонии общего режима и два дня в колонии-поселении. Благодаря этому могут быть освобождены около 100 тыс. человек.
Депутаты Госдумы единогласно проголосовали за принятие в первом чтении проекта поправок в Уголовный кодекс о пересчете времени, проведенном обвиняемыми в следственном изоляторе. Авторы предлагают засчитывать один день в СИЗО за полтора дня в колонии общего режима и за два дня в колонии-поселении.
В случае принятия законопроекта единовременно из мест лишения свободы будут освобождены около 100 тыс. человек, так как сроки их содержания будут пересчитаны, сказал депутат-единоросс Александр Хинштейн на заседании Госдумы в среду. По его словам, сейчас в СИЗО содержатся 130 тыс. человек, а наказание в колониях отбывают порядка 670 тыс. осужденных. «Речь идет не о единовременном шаге, подобно амнистии. Этот законопроект, имеющий обратную силу, будет работать и дальше», – отметил Хинштейн.
Автор инициативы, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников заявил, что этот законопроект «круче амнистии», потому что «будет действовать и назад, и вперед». «Закон отобьет охоту у недобросовестных силовиков к тому, чтобы наказание исполнялось до приговора суда», – отметил Крашенинников. Но закон не повлияет на тех, кто уже отбыл наказание и освободился, пояснил он. Осужденных за особо тяжкие преступления, которые отбывают наказание в колониях строгого и особого режима, эти поправки также не коснутся.
По словам адвоката Владимира Жеребенкова, в среднем обвиняемые проводят в СИЗО один-два года. Это время требуется для предварительного расследования, ознакомления с материалами дела и судебного процесса. По особо сложным или резонансным делам человек может провести в изоляторе три или четыре года, отмечает адвокат. При таком раскладе поправки в УК могут уменьшить наказание осужденным в среднем от шести месяцев до года.
С ним согласен адвокат Алексей Михальчик. Правда, он отмечает, что за последние годы наблюдается рост числа тех, кто заключил сделку со следствием (по данным судебного департамента, их около 70% от всех обвиняемых). Их дела рассматриваются в особом порядке по ускоренной процедуре, и пребывание в СИЗО таких людей может ограничиться всего шестью месяцами, рассказывает Михальчик. Но, как правило, они получают минимальные сроки наказания, указывает адвокат.
Если поправки будут приняты, на свободу выйдут десятки тысяч человек, так как большая часть всех осужденных в стране приговариваются к небольшим срокам – до трех лет, отмечает Михальчик. Адвокаты Жеребенков и Михальчик указывают, что эти поправки в Уголовный кодекс обсуждались на протяжении десяти лет и в целом направлены на освобождение заключенных и разгрузку тюрем. Но в той редакции, которую обсуждает Госдума, они вводят ненужную градацию по тяжести преступлений. «Люди одинаково претерпевают все ужасы СИЗО, в российских изоляторах царит антисанитария, серые стены и нет кондиционеров. Летом там как в сауне – нагреваются железные решетки, и внутрь проходит раскаленный воздух», – рассказывает Жеребенков.
Согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде, в 2013 году суды приговорили к реальному лишению свободы 207 тыс. человек, из них 148 тыс. человек получили наказание до трех лет. Аналогичная ситуация была и в 2012 году. По данным ФСИН на 1 января этого года, в исправительных учреждениях сейчас отбывают наказания 671 тыс. человек. 6% из них (40 тыс. человек) содержатся в колониях-поселениях. Еще 117 тыс. находятся в СИЗО и изоляторах при исправительных учреждениях.
Сейчас статья 72 Уголовного кодекса России предписывает засчитывать один день нахождения в СИЗО за один день отбывания наказания, связанного с лишением свободы. Для осужденных к ограничению свободы действует иной порядок: один день в СИЗО за два дня наказания, для осужденных к исправительным работам – день за три, к обязательным работам – один день за восемь часов работ.