Законопроект о противодействии терроризму прошел 1-е чтение
Документ разработан для совершенствования правовых основ противодействия терроризму во всех его проявлениях. По-новому определяются принципы, понятия и координационные механизмы противодействия терроризму. В частности, в законопроекте отражена роль Федеральной антитеррористической комиссии, на которую помимо выработки основ госполитики в области противодействия терроризму возлагаются задачи по организации антитеррористической защиты объектов, формированию и реализации программ противодействия терроризму, проведению учений.
Впервые в законопроект включены вопросы деятельности региональных антитеррористических комиссий, их статуса и функций. Согласно законопроекту, ФСБ РФ безальтернативно определяется в качестве основного субъекта по пресечению террористической деятельности.
Документом вводится новое понятие - "режим террористической опасности". Этот режим вводится при получении информации о возможной подготовке или об угрозе теракта и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такую информацию без применения специальных мер и временных ограничений. Указанный режим может вводиться на отдельных объектах, в населенных пунктах или на территории нескольких субъектов РФ и не может превышать 60 суток. Решение о введении режима принимает председатель Федеральной антитеррористической комиссии - премьер-министр РФ либо руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта РФ как председатель региональной антитеррористической комиссии. Режим допускает применение ограничений и специальных мер, в частности введение контроля телефонных переговоров и всей информации в районе действия режима, запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий и др.
Кроме того, в законопроекте впервые прописан правовой механизм, позволяющий привлекать вооруженные силы для пресечения терактов, в том числе наделяя их правом на применение оружия и боевой техники. По мнению авторов законопроекта, этим устраняется правовой пробел и решаются проблемы, связанные с правомерностью привлечения Вооруженных сил РФ для участия в контртеррористической операции.
Документ также регулирует действия СМИ в зоне проведения контртеррористической операции. В частности, запрещается распространять информацию, затрудняющую проведение операции, раскрывающую приемы, тактику, состав и численность привлекаемых сил и содержащую сведения о сотрудниках спецподразделений и представителей оперативного штаба, а также сведения о фактах или сценах насилия. Руководитель операции может запретить доступ СМИ в зону проведения операции или выделить специальное место для их работы, а также установить порядок предоставления сведения об операции.
За принятие документа в первом чтении проголосовали 385 депутатов, против - 47 (только фракция КПРФ), воздержался один.
Между тем, как показали опросы, граждане России, в большинстве своем, не одобряют идею введения в стране режима террористической опасности. Депутаты, в свою очередь, признают, что законопрект предусматривает временные серьезные ограничения прав и свобод граждан, однако, как заявил зампред думского Комитета по безопасности Анатолий Кулико, Конституция допускает такую возможность, поскольку право на жизнь ставит выше всех других прав, передает "Эхо Москвы".