Эксперты: Кейтеринг имеет возможности роста
Потенциальная емкость российского рынка корпоративного питания составляет $10 млрд. Сюда входят офисное и рабочее питание, а также обеспечение госучреждений, образования, здравоохранения, домов престарелых, тюрем, армии. На долю бизнеса и промышленности приходиться примерно $5 млрд. Однако кейтеринговые компании освоили пока только пятую часть этого громадного бизнес-пирога.
Кейтенринг (от англ. to cater — поставлять провизию, обслуживать) появился в США почти сто лет назад. В Россию кейтеринг пришел только в начале 90-х вместе с корпоративной культурой и западными компаниями. Сегодня рост кейтеринга в мире составляет около 13% в год, в России у крупнейших операторов рост составляет от 25 до 70% в год. В среднем по отечественному рынку этот показатель, по данным компании "ЛаньЧ", равен 30%.
В настоящее время в России работает около 500 кейтеринговых компаний (крупных - около 30). При этом ежегодно на рынке появляется 15 новых игроков и одновременно, не выдержав конкуренции, около 20 уходит. Активно развивают кейтеринговое направление и рестораны традиционного обслуживания. Это позволяет им не только загружать кухню, но и значительно минимизировать риски, избегать простоев. По данным компании "Технологии Роста", совокупная емкость рынка кейтеринговых услуг по производству, реализации и доставке обеденной продукции только в Москве оценивается в 1 млрд 730 млн руб. по итогам прошлого года. Однако это совсем немного, поскольку только 15% сотрудников московских офисов едят на работе блюда, приготовленные профессиональными поварами. Оставшиеся 85% «белых воротничков» – потенциальные клиенты кейтеринговых фирм.
Как рассказали эксперты, принявшие участие в программе «Сфера интересов» на телеканале РБК, кейтеринг бывает нескольких видов: доставка готовых обедов, управление предприятиями питания на площадях заказчика, выездное ресторанное обслуживание, устройство банкетов и фуршетов. Несмотря на очевидные различия, перечисленные сегменты рынка имеют много общего, поэтому большинство кейтеринговых фирм занимаются всем сразу либо развивают то или иное направление. Например, организация банкетов, фуршетов и корпоративных праздников может приносить рестораторам до 30 тысяч долларов прибыли, но здесь слишком большая конкуренция.
Другое направление кейтерингового бизнеса – обеспечение ежедневным питанием сотрудников фирм, предприятий и учебных заведений. Этот бизнес может приносить прибыль около $15 тыс. в месяц. Компании, которые работают в этом сегменте рынка, либо открывают кафе в офисах предприятий-заказчиков, либо доставляют туда готовые горячие обеды. Эксперты отмечают, что рынок корпоративного питания более перспективный, поскольку все больше современных компаний считают необходимым обеспечить свой персонал горячим полноценным питанием в рабочее время. Внедрение корпоративной культуры, а также рост конкуренции работодателей, способствуют изменению менталитета российских бизнесменов в сторону повышения социальной обеспеченности сотрудников и создания привлекательных условий труда. Организация полноценного питания сегодня рассматривается как естественная и даже необходимая часть социального пакета наемных работников. В среднем расходы компании на организацию питания 1 своего сотрудника составляют от 2 до 3 тысяч рублей в месяц.
Так, средняя цена обеда в бизнес-центрах составляет $5-7, в частных компаниях – $4,5, но есть и компании предлагающие обеды и по $2. Однако эксперты предупреждают, что за $2 обеспечить качественный обед практически невозможно. Такую цену можно дать, экономя на закупке продуктов, то есть, по сути, на безопасности людей, поскольку если из этой суммы вычесть цену одноразового пластикового ланч-бокса и затраты на доставку, то на закупку продуктов останутся какие-то копейки. Действительно качественное сырье за такие деньги приобрести невозможно. Исключения могут составлять только крупные предприятия питания, обслуживающие от 1000 человек, когда масштаб позволяет покрыть постоянные и переменные издержки, связанные с организацией качественной услуги.
Между тем практика показывает, что далеко не каждая фирма готова тратить свой бюджет на корпоративное питание. Эксперты утверждают, что большинство компаний в России вопрос питания собственных сотрудников вообще не волнует.
Развитие корпоративного кейтеринга активно идет не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и на периферии. Так, активно развивается корпоративный кейтеринг в сырьевых регионах, где открываются филиалы и подразделения крупных добывающих и перерабатывающих предприятий. Однако в некоторых регионах это принцип не действует. Например, в Красноярске пока большинство потребителей кейтеринга - частные лица. Сегодня в Красноярске, по оценкам местных специалистов рынка, ниша кейтиринг-сервиса освоена не более чем на 20%, а соотношение частных и корпоративных заказов составляет примерно 70:30%.
Эксперты замечают, что сущность кейтеринговых компаний заключается в их гибкости и мобильности, поскольку для большинства новичков непреодолимым препятствием для развития становится логистика, что неудивительно: отладить технологию массовой готовки блюд и доставку их горячими в условиях постоянных пробок на дорогах не так просто, как кажется. Между тем кейтеринговые компании должны проводить как мероприятия на тысячи человек, так и небольшие семейные вечеринки. Чтобы добиться успеха, кейтеринговые компании должны гибко реагировать на изменения запросов клиентов. Например, в последнее время выросло число людей, придерживающихся принципов здорового питания. Для них операторы кейтеринга создают ассортимент диетических блюд. Кроме того, чтобы не терять клиентов, опытные провайдеры должны вести борьбу с так называемой «кейтеринговой усталостью», которая возникает, когда блюда в меню долго не меняются и просто-напросто приедаются. Чтобы клиент не ушел к другому поставщику питания, кейтеринговые компании должны использовать циклическое меню, которое повторяется через определенный промежуток времени – две, три или четыре недели. Также кейтеринговые агентства должны постоянно расширять список предоставляемых услуг.
Обсуждая перспективы кейтеринга, эксперты рассчитывают, что в этом году емкость московского рынка кейтеринга составит около 2,3 млрд руб.