Строгий налоговый режим
Минфин не поддерживает новый налоговый режим для нефтяной отрасли. Его позицию разделяет ФНС, которая не готова к работе с новыми налогами и считает, что в случае их введения бюджет потеряет 250 млрд руб.
Финансовый и добавленный результат
«Поскольку нефтегазовые доходы составляют треть доходов бюджетной системы, желательно минимизировать потери от таких преобразований. Как вы понимаете, риски принять неправильное решение на основе нерепрезентативной выборки чрезвычайно высоки», — сказал замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью РБК. По словам Шаталова, законопроект Министерства энергетики о налоге на финансовый результат (НФР) «не нравится» Минфину.
В марте Минэнерго отобрало 12 проектов (из 36 предложенных компаниями, сейчас речь идет о 17 пилотных участках) для тестирования новой системы. В их число вошли месторождения, на которых работают ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Роснефть». Тогда же в Госдуме прошли парламентские слушания «О налогообложении в нефтяной отрасли», на которых Шаталов заявил, что Минфину не понятны критерии, по которым отобраны экспериментальные площадки. «Пока критерий отбора проектов прост: это месторождения «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Роснефти». И все», — сказал тогда РБК замминистра.
Тем не менее, по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, правительство приняло принципиальное решение о введении НФР в рамках пилотных проектов. «Поддержан соответствующий законопроект, который будет дорабатываться ко второму чтению в Госдуме. Сейчас в качестве потенциальных пилотных проектов рассматривается 24 месторождения, включая 17 одобренных Минэнерго России проектов («Газпром нефть» — четыре проекта, ЛУКОЙЛ — пять проектов, «Роснефть» — четыре проекта, «Сургутнефтегаз» — четыре проекта), а также семь перспективных проектов независимых нефтедобывающих компаний, — заявил Дворкович в интервью радиостанции «Коммерсантъ-ФМ» во вторник.
Минфин подготовил возражения предложениям Александра Новака. В частности, по оценке специалистов министерства, запускать пилотные проекты стоит в том случае, если на их основе в будущем можно построить если не полностью альтернативную систему налогообложения отрасли, то хотя бы секторальную систему. «Например, для всех новых месторождений», — говорит Шаталов. Новый налог может быть хорош для новых месторождений, не подпадающих сегодня под льготы, но и для них он негибок и дает широкий разброс нормы внутренней доходности от предельно низкой до запредельно высокой, говорит Шаталов. «Это означает, что его нельзя автоматически тиражировать на всю индустрию, а эксперимент теряет иной смысл, помимо отработки механизмов налогового администрирования», — уверен замминистра финансов.
Дополнить НФР, по замыслу Минэнерго, должен налог на добавленный доход (НДД). По сути этот тот же самый налог, но его предлагается применять для новых месторождений, а при расчете базы учитывать списания капитальных затрат на их разработку. Шаталов считает, что такой подход интереснее, поскольку минимизирует нарушения. «Я бы однозначно поставил на НДД. Особенно на месторождениях, где применяется ручное предоставление льгот по экспортной пошлине для доведения проекта до наперед заданного IRR [внутренняя норма доходности], — говорит Сергей Шаталов. — В такой не очень прозрачной системе принятия решений слишком велики возможности манипулировать запасами и пересматривать технологические схемы разработки. Оказывается, совсем несложно увеличить запасы категории С2 в 20 раз!»
Сергей Шаталов считает, что НДД может в автоматическом режиме решать задачу справедливого налогообложения, однако указывает на то, что параметры данного налога детально не проработаны.
Козырь от налоговой службы
В будущей дискуссии вокруг налогов для нефтяной отрасли чиновники финансового блока правительства имеют еще один козырь. В конце марта о своем видении нефтяных налоговых новаций Минфин и Минэнерго известила Федеральная налоговая служба (ФНС). Ее письмо есть в распоряжении РБК.
В ФНС нашли сразу несколько условий, которые не были учтены заранее. Во-первых, в Государственном балансе запасов нефти нет данных о географических координатах месторождений. А если бы они были, то они не дают ответа на вопрос о качестве месторождений, необходимого для анализа обоснованности трат на их разработку. Во-вторых, компании могут относить доходы и расходы на конкретные месторождения, однако операции на них раздельно не учитываются в отчетности для налоговой службы. Наконец, ФНС указало Минэнерго на то, что новая налоговая политика никак не стимулирует рост добычи нефти и не вводит ответственность за невыполнение плановых показателей (если компания таковые озвучит).
Сравнивая текущий режим для нефтяных компаний (НДПИ) с НФР, налоговики пишут, что, по их оценкам, бюджет потеряет 250 млрд руб. дохода, не считая затрат на новых налоговых инспекторов и разработку программного обеспечения.
Чего ждут компании
В мае президент «Роснефти» Игорь Сечин, по информации «Ведомостей», обратился в правительство с предложением поддержать НДД для новых месторождений. Споров по поводу НФР у нефтяных компаний нет уже несколько лет — все они утверждают, что в долгосрочной перспективе бюджет получит выгоду от новой налоговой модели.
Глава департамента экономики геологоразведки и добычи нефти и газа ЛУКОЙЛа Алексей Зиганшин говорил на слушаниях в Госдуме в марте, что, по расчетам его компании, в период с 2016 по 2043 год только от внедрения НФР на шести предложенных ЛУКОЙЛом месторождениях (Лазаревское, Красноленинское, Нивагальское, Лас-Еганское, Имилорское, Апрельское месторождения в ХМАО) добыча нефти вырастет на 32,934 млн т, с 2016 по 2020 год прирост составит 3,819 млн т, а доходы бюджета вырастут на 350 млрд руб.
Советник по GR генерального директора «Газпром нефти» Павел Карчевский рассказывал РБК, что почти из 5000 скважин компании при действующей налоговой системе рентабельны лишь 1143. Он ожидает, что если налоговый эксперимент по предложенным компанией проектам внедрят с 2016 года, то к 2033 году при ценах на нефть $60 за баррель компания добудет на пилотных месторождениях 60 млн т нефти, при сохранении НДПИ — только 40 млн т. Доходы государства в виде налогов при этом возрастут на 200 млрд руб.