Ликероводочную отрасль может ждать очередной кризис
Эксперты, выступившие в программе «В фокусе» телеканала РБК, объясняют падение производства неразберихой, возникшей в январе из-за вступления в силу новой редакции федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно новой редакции закона в начале 2006 года в обращение были введены новые акцизные марки. Рассылка этих марок сильно задержалась. Из-за нерасторопности чиновников, которые не успели утвердить подзаконные акты, регламентирующие выдачу марок, в январе оказались полностью парализованы почти все отечественные ликероводочные заводы.
Директор по продажам «Серебряно-прудского ликероводочного завода» Вадим Грудеев считает, что подобная остановка производства водки негативно сказалась на качестве ликероводочных изделий. «Наше предприятие спасло наличие экспортных контрактов. Мы не остановили производство благодаря им», - говорит он. Между тем ряд предприятий, простаивавших в течение 1,5 месяцев и понесших серьезный убыток, теперь судятся с правительством РФ, требуя компенсации.
Еще один негативный момент на рынке, волнующий экспертов, – это возможность реализации продукции со старыми марками. В розничной сети хождение марок старого образца продлено до 30 июня 2006г., и теоретически производители могут реанимировать старые марки, если получат специальные купоны, подтверждающие доплату акциза. «Но большинство регионов уже запретили ввоз ликероводочных изделий со старыми марками или со старыми марками, оклеенными дополнительными информационными носителями», - сетует Вадим Грудеев.
Однако несмотря на негативные моменты реализации закона о госрегулировании алкогольной продукции, участники рынка подчеркивают, что данный закон приведет к «обеливанию» алкогольного рынка. Директор по развитию бизнеса компании «Исток» Алан Соколов считает, что новый закон - это «позитивный шаг, повышение статуса легальных предприятий и шаг к нормальной конкуренции на алкогольном рынке». Кроме того, эксперты отмечают, что главное преимущество закона во введении жесткого перечня денатурирующих добавок и отмене акцизных складов. Отмена акцизных складов - шаг, направленный на снижение региональных барьеров, считает Вадим Грудеев. До вступления нового закона акцизные склады были связаны с местной администрацией, за счет чего последние могли диктовать свои условия производителям алкоголя. Кроме того, после отмены акцизных складов предприятия ликероводочной отрасли будут маркировать свою продукцию одной акцизной маркой вместо двух, что ставит их в равное положение с импортерами.
Информация об обороте алкоголя с обновленными марками будет храниться в так называемой Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). С 1 июля на всех предприятиях должны быть установлены, отлажены и подключены к ЕГАИС счетчики измерения концентрации объема этилового спирта в готовой продукции. Требования к этому оборудованию были утверждены постановлением правительства от 28 апреля. Однако система ЕГАИС на сегодняшний день не отлажена. Представители алкогольной отрасли до сих пор не знают, можно ли переоборудовать для работы с ЕГАИС уже имеющиеся на предприятиях счетчики налогового учета, а также что делать со спиртовыми заводами, на которых стоят механические счетчики учета. Представители отрасли не раз обращались в правительство с предложением перенести срок ввода ЕГАИС на 1 января 2007 года, поскольку многие предприятия просто не успеют подключиться к ЕГАИС. В результате отрасль может ждать очередной кризис – часть ликероводочных заводов могут остановиться.
Аналитики полагают, что из-за ситуации с акцизными марками и ЕГАИС возрастут объемы теневого оборота алкогольной продукции. «Производство нелегального алкоголя с нелегальной маркой все еще экономически выгодно, - говорит Вадим Грудеев. - На 45 день после отгрузки водки каждое ликероводочное предприятие платит государству примерно 1 евро с бутылки. Поэтому у производителей алкоголя есть соблазн обойти закон». Алан Соколов дополняет коллегу и отмечает, что в розничной продаже просто не может быть водки по цене до 60 рублей, поскольку только около 40 рублей производитель отдает за акциз, плюс транспортные и маркетинговые расходы. Вадим Грудеев подчеркивает, что основную массу контрафактной продукции поставляют на рынок предприятия ликероводочной отрасли. Эксперт оценил объем рынка легального алкоголя в 130 миллионов декалитров в год, а общий рынок алкоголя в России оценивается экспертами 200-220 декалитров в год.
Между тем в 2007 году правительство РФ планирует увеличить акцизы на крепкий алкоголь на 8%. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже внесены в Госдуму. Так, со следующего года предполагается увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию с долей этилового спирта выше 25% (за исключением вин) с 159 руб. до 173 руб. за 1 л безводного спирта. Однако как заявил РБК председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Анатолий Михалев, российские производители крепкого алкоголя не только не готовы к увеличению акцизных сборов, но и, наоборот, выступают за скорейшее снижение ставок акциза на алкоголь. По его словам, снижение ставки акциза с нынешних 159 рублей за 1 литр безводного спирта в готовой продукции до 100 рублей за 1 литр позволило бы снизить цену легальной водки с нынешних 65 руб. до 48-50 руб., что даст возможность резко расширить продажи легальной продукции. Снижение ставки акциза позволило бы легальным производителям как минимум в полтора раза увеличить объемы производства, что привело бы к росту поступления в бюджет путем увеличения налогооблагаемой базы, считает эксперт.