Нелишний билетик: сколько готов платить театральный зритель
В 2018 году российские театры, по предварительным данным, посетили 40 млн человек, сообщила на Гайдаровском форуме вице-премьер Ольга Голодец. Годом ранее, по данным Минкультуры, этот показатель был равен 38,8 млн зрителей. Само министерство пока опубликовало данные только за девять месяцев прошлого года и только по федеральным театрам: они дали 6 тыс. спектаклей, на которых побывали 3,4 млн зрителей.
Свой портрет аудитории российских драматических театров составили эксперты «Лаборатории будущего театра» Российского института театрального искусства (ГИТИС). Первый этап исследования был проведен с июля по ноябрь 2018 года: были опрошены 2,8 тыс. посетителей 13 драматических театров в различных городах России (Москва, Петербург, Краснодар, Нижний Новгород и др.), а на сайтах театров почти 1,6 тыс. пользователей заполнили онлайн-анкеты.
Основные выводы исследования — в обзоре РБК.
Привычка с детства
Авторы выделили три категории зрителей: активные (посещают театр хотя бы раз в месяц), регулярные (один раз в два-три месяца) и нерегулярные (раз в год и реже).
Во всех трех категориях основными посетителями являются женщины, но среди активных и регулярных зрителей их доля превышает 80%, а среди нерегулярных равняется 71%. Средний возраст во всех трех группах примерно одинаков — 36–38 лет.
Между возрастом первого посещения театра и дальнейшей частотой походов есть прямая связь, утверждают исследователи. Среди активных зрителей доля тех, кто побывал на спектакле до шести лет, составляет 42%. У тех, кто посещает театр эпизодически, этот показатель равен только 25%.
«Последнее, на чем мы начинаем экономить, — это дети, — объясняет ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Билеты на детские постановки должны быть дешевле, чем сейчас, чтобы расширить круг зрителей».
Типичный посетитель театра
Женат/замужем — 43,6%*
Имеет высшее образование — 57,6%
Специалист (не руководитель) — 30,5%
В целом обеспечен — 52,3%
* Здесь и далее приведено максимальное значение от числа всех опрошенных.
Пережить яркие эмоции
Случайный зритель приходит в театр прежде всего для того, чтобы пережить яркие эмоции и сопереживать героям, а также расширить кругозор, следует из исследования. Такие ответы на вопрос о мотивах похода в театр дают по 37,5% респондентов из этой группы (возможны несколько вариантов ответа). Еще 34,2% хотят развлечься и поднять настроение.
У активных и регулярных зрителей значимым мотивом становится желание посмотреть на работу определенных актеров или режиссеров. Среди регулярных зрителей так отвечают 43,3%, среди активных — уже 69,4%. Чтобы просто побывать на людях, в театр отправляются 4,3% активных зрителей, 7% — регулярных и 8% случайных.
Мнение профессионального критика важно для 14,5% театралов. У регулярных зрителей этот показатель равен только 5%, у случайных — 1,5%. К советам друзей или знакомых сходить на постановку все три категории зрителей прислушиваются примерно одинаково: так отвечают 26–29,5% респондентов из разных групп.
Человек чаще приходит в театр с друзьями, чем с супругом/супругой, следует из ответов. Ценители часто приходят на спектакли одни: такой ответ дают 39,1% активных зрителей, а в двух других группах так говорят только не более 16% опрошенных.
Оптимальная стоимость
Большинство всех посетителей театров — 76,2% — заявили в ходе опроса, что не испытывают существенных финансовых проблем. Еще 11,8% охарактеризовали свое материальное положение как «хорошо обеспечены».
В среднем активный и регулярный зритель тратят на билет чуть больше 1 тыс. руб., те, кто редко приходит в театр, — 634 руб., подсчитали в «Лаборатории будущего театра». В большинстве случаев опрошенные считают такую сумму оптимальной. Во всех трех группах зрителей такую оценку дают более 56% респондентов.
Для сравнения: согласно расчетам РБК, основанным на данных Фонда кино, средняя стоимость билета в российском кинотеатре в 2018 году равнялась 251 руб.
Платные услуги могут быть существенным источником поступлений даже для государственного театра, свидетельствуют доступные материалы Федерального казначейства. Например, в последней редакции плана хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения культуры «Московский государственный театр «Ленком», поступления в 2018 году оцениваются почти в 725 млн руб., из них почти 326 млн составляют доходы от оказания платных услуг. У федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московский художественный академический театр имени А.П. Чехова» в 2018 году доходы от оказания услуг должны были составить 527 млн руб. при общих поступлениях 1,136 млрд руб.
Театральная перепись
«Лаборатория будущего театра» ГИТИСа также оценила текущее театральное предложение. Как уточняет куратор исследовательских программ лаборатории Олег Иванов, там решили подсчитать количество существующих в России театров: таковыми оказались, согласно исследованию, 1762 заведения, из которых 782 — негосударственные.
Наиболее распространенными ожидаемо являются драматические театры (764), за ними следуют театры кукол (212), театры юного зрителя (103), экспериментальные (77), музыкальные (75), комбинированные (72), антрепризы (68), театры оперы и балета (64) и т.п.