Крупнейший акционер водочного гиганта CEDC Рустам Тарико начал год с назначения своего человека на должность гендиректора компании «Русский алкоголь» — российского подразделения польского производителя. Компанию, известную брендами «Зеленая марка» и «Парламент», возглавил Владимир Филипцев, руководивший ранее дистрибуцией «Русского стандарта» г-на Тарико. Таким образом, спустя пять лет правления экспатов во главе крупнейшего отечественного производителя водки встал российский топ-менеджер.
Рустам Тарико, контролирующий 19,5% акций польской водочной компании, получил возможность осуществлять операционную деятельность в CEDC накануне нового года. Совет директоров компании и Roust Trading Ltd. г-на Тарико в очередной раз пересмотрели условия заключения стратегического альянса: за отмену ограничений на использование 50 млн долл., ранее инвестированных российским бизнесменом, и за открытие новой кредитной линии на 15 млн долл. директора CEDC передали ему оперативное управление, в том числе право назначать топ-менеджеров.
Сразу же по окончании новогодних каникул Рустам Тарико воспользовался этим правом. На должность гендиректора «Русского алкоголя», ключевого для бизнеса CEDC российского подразделения, был назначен 45-летний Владимир Филипцев, ранее руководивший компанией «Руст Инк». Прежний глава «Русского алкоголя» австралиец Грант Уинтертон пошел на повышение и с 10 января стал гендиректором CEDC. Место г-на Филипцева в «Руст Инк» занял коммерческий директор компании Олег Кириллин.
Придя в «Русский алкоголь», Владимир Филипцев покончил с пятилетним периодом руководства экспатами. В 2008 году на смену Владимиру Иванову (сейчас гендиректор «Росспиртпрома») пришел итальянец Карло Радикати, а в апреле 2012 года компанию возглавил Грант Уинтертон. По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, назначение российского топ-менеджера не только ускорит процесс интеграции бизнеса «Русского стандарта» с «Русским алкоголем», но и будет способствовать оздоровлению бизнеса последнего.
«Этот человек знает алкогольный бизнес досконально, ему не потребуется время, чтобы осознать российскую специфику, — рассказал РБК daily г-н Дробиз. — Практика показывает, что даже самые опытные экспаты терпят фиаско при работе на российском алкогольном рынке».
Владимир Филипцев в команде Рустама Тарико с 1998 года, когда был назначен исполнительным директором «Руст Инк». В этой должности он, в частности, занимался выводом на рынок в 1999 году водки «Русский стандарт» — ныне главного продукта компании. Покинув «Русский стандарт» в 2002 году, г-н Филипцев руководил продажами в компаниях Wrigley и SabMiller, после чего их пути с Рустамом Тарико вновь пересеклись.
О назначении г-на Филипцева на должность гендиректора «Руст Инк» было объявлено в мае 2011 года — в один из самых непростых периодов в истории компании. Незадолго до этого у Рустама Тарико сорвалась уже фактически согласованная сделка по покупке украинской компании Nemiroff за 350 млн долл. Кроме того, «Русский стандарт» лишился ключевых иностранных партнеров: о прекращении сотрудничества с компанией объявили Campari Group и William Grant & Sons.
Задачей Владимира Филипцева стала оперативная перезагрузка заметно похудевшего портфеля компании, с чем новый гендиректор успешно справился. «Русский стандарт» пролонгировал контракт с оставшимся зарубежным партнером — французской группой Remy Cointreau — до 2016 года, расширив ассортимент за счет продуктов этой компании, до этого не представленных на российском рынке. Уже в сентябре 2011 года было объявлено о заключении партнерства с производителем виски Whyte & Mackay. Потеря итальянских игристых вин Campari Group была оперативно компенсирована за счет покупки 70% известного производителя Gancia.
Восстановив за полгода портфель, «Русский стандарт» сумел показать рост операционных показателей в 2012 году. По данным компании, продажи водки в прошлом году выросли на 11,5%, до 2,61 млн дал. При этом рост продаж на ключевом для компании рынке Великобритании составил 45%, до 486 тыс. дал.